Приложение №1

Работа участников всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»
www.методкабинет.рф

Утверждаю__________
Заведующий МБДОУ
«Золотой петушок»
Василейко Н.В.

Рабочая программа
дополнительного образования
в ДОО

«Я - Россиянин»
гражданско-патриотическое воспитание

Автор:
Мартюшева Наталья Алексеевна,
воспитатель высшей квалификационной
категории.

п. Плесецк
2021-2022 гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В концепции патриотического воспитания граждан РФ выделено, что
патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа,
формированию

в

России

единого

гражданского

общества.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам, вплоть до самопожертвования, к его
защите.
Именно в период дошкольного детства формируется нравственная основа
успешности в окружающем мире

(познание самого себя, окружающих его

людей, своего народа, страны), воспитывается чувство патриотизма и любви к
своей Родине.
Недооценка патриотизма

на данном этапе становления личности в

конечном итоге способна привести к ослаблению общественного сознания
в будущем (т.е.

процветанию

негативных

социально-экономических,

духовных, культурных основ общества и государства). Этим и объясняется
приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания
граждан России.
Говоря о гражданском и патриотическом воспитании необходимо подчеркнуть
их взаимосвязь и в то же время различие.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к

Отечеству,

гордость за его культуру, т.е. определенное отношение к собственной стране, в
то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка
активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.
Патриотическое воспитание создает предпосылки

гражданского.

Но эти

предпосылки - недостаточное его условие. С психологической точки зрения
быть гражданином – более конкретная и, менее идеологически нагруженная,
способность, чем быть патриотом.
Гражданское поведение предполагает сформированность таких черт личности,
как активность, самостоятельность, инициативность.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть
естественным путем созревания. Их развитие осуществляется в процессе
накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от
средств, видов воспитания и от условий, в которых живет ребенок.
Сформировать в маленьком человеке нравственные устои достойного
гражданина своей страны и общества, живущего в этой стране – одна из
актуальных задач дошкольного воспитательно-образовательного процесса.
Одним из факторов в воспитании гражданского сознания у дошкольников
является национально-региональный компонент.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Расширение социальных представлений детей, формирование интереса,
симпатии и уважительного отношения к другим людям.

ЗАДАЧИ:
1. Учить детей любоваться красотой русского языка; познакомить с устным
народным творчеством; дать представления о народных праздниках.
2. Любить, беречь природу родного края; иметь представление о размерах
нашей Родины, ее природных богатствах.
3. Помочь осознать, что моя страна – часть большого мира, все люди,
населяющие планету, должны уважительно относиться друг к другу, уважать
традиции и культуру. Для всех важен мир.
4. Воспитывать любовь к родному краю; вызывать чувство радости за свою
страну, интерес к ее истории и стремление сделать свою Родину богаче и
краше.
5. Воспитывать нравственные качества: любовь к близким людям, стремление
заботиться о них.
6. Воспитывать чувство уважения к людям труда, дать детям представление о
том, что все предметы нас окружающие, придуманы и созданы руками
человека.

ПРИНЦИПЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Программа построена на основных принципах обучения:
- интеграции знаний
- креативности
- системности и постепенности
- коллективного взаимодействия
- доступности
Организация работы идет по следующим взаимосвязанным направлениям,
представленным следующими темами:


«Мой дом, семья, детский сад».



«Здравствуй, солнышко Плесецка».



«Путешествие в историю России».



«Широка страна моя родная».



«Быт и традиции Руси».



«Кто прославил нашу Родину».



«Народное творчество».



«Великий русский язык».



«Защитники Руси».



«Как много стран на планете Земля».

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
Одной из ведущих форм организации является совместная деятельность
педагога с детьми. В совместной деятельности используются:
- дидактические, подвижные, народные, сюжетно-ролевые игры;
- беседы;
- рассматривание тематических альбомов, наборов открыток, иллюстраций;
- прослушивание литературных и музыкальных произведений;
- просмотр тематических презентаций;

- просмотр мультфильмов;
- изобразительная деятельность;
- целевые прогулки и экскурсии;
- наблюдения;
- викторины;
- квесты;
- развлечения;

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Срок реализации программы – 3 года.
первый год - дети 4-5 лет
второй год - дети 5-6 лет
третий год – дети 6-7 лет
Занятия проводятся с октября по май один раз в неделю (старший
дошкольный возраст) и один раз в две недели (средний дошкольный возраст),
длительностью 20-30 минут (0,5 часа в неделю, 30 недель в год 15 часов).
Численность детей: 10 детей.
Режим занятий: вторая половина дня.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Результатом

освоения

социально-воспитательного
обладающего

данной

программы

является

эффекта:

воспитание

будущего

духовно-нравственными

ценностями;

обеспечение
поколения,
гражданско-

патриотическим чувством, уважающими культурное, историческое прошлое
России.
Данная программа предусматривает пополнить знания детей об истории
России, о столице нашей Родине – Москве; познакомить с государственной
символикой. Дети узнают, что наша страна самая большая на Земле; в ней
много городов, сел, лесов и гор; что животный и растительный мир очень

разнообразен. Программа поможет детям понять, что могущество России
создавалось нашими соотечественниками, всем народом; что все мы –
россияне, представители разных наций.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Реализация программы возможна при выполнении следующих условий:
- Личностно-ориентированная направленность педагогов на формирование их
собственного положительного отношения к гражданско-патриотическому
воспитанию.
- Признание ребенка таким, какой он есть, с правом выражения им своей воли.
- Создание ППРС, основанной на
культурного

приоритетности

регионального

наследия, при активном участие в ее создании самих

воспитанников и их родителей.
- Удовлетворение потребности ребенка в познании окружающего мира.
- Преемственная деятельность в семье.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Устав МБДОУ приказ № 105 от 16.06.2015 года.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012 года.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных организаций» СанПин 2.4.1.304913.
Приказ
Федерации

Министерства

образования

и

науки

Российской

№ 1155 от 17.10.2013 года «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Приказ

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации № 1014 от 13.08.2013 года «Об утверждении Порядка организации
и

осуществления

общеобразовательным

образовательной
программам

дошкольного образования».

деятельности
–

по

образовательным

основным
программам

Конвенция о правах ребенка 1989 год.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ:
Центр патриотического воспитания «Наша Родина – Россия»


Географическая и политическая карты мира, России, области.



Портрет президента.



Государственные символы: флаг, герб, монеты и.т.д.



Аудиозапись гимна РФ.



Плакаты «Государственная символика РФ».



Фотоальбом с семейными фотографиями времен ВОВ.



Фотоальбом «Моя семья», генеалогическое древо семьи, портфолио
ребенка.



Глобус.



Куклы в национальных костюмах народов России и мира.



Иллюстрации,

альбомы,

репродукции,

атласы,

открытки

и

изображением городов России, флоры и фауны страны.


Фотопортреты знаменитых людей России:
Пушкин, А.Л.Барто), ученые

писатели, поэты (А.С.

(Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов),

художники (И.И. Шишкин, В.М. Васнецов), композиторы (П.И.
Чайковский), космонавты (Ю. Гагарин) и т.д.


Народное творчество.



Книги о Москве, Архангельске, Плесецке, Мирном.



Книга «Здравствуй, солнышко Плесецка» В. Шкуропацкий.



Предметы народного творчества: игрушки, посуда, декоративные
изделия.



Энциклопедия «Природа и климат России».



Детская энциклопедия «Махаон» «Мир леса».



Красная книга Архангельской области.



Книга «Природное и культурное наследие Кенозерского
национального парка» (ИД «ПетроПресс» 2002 Кенозерский
национальный парк).



«Разноцветная земля» Н.Сладков.



«Лесные гости» М.Пришвин.



Книга «Рассказы и сказки» Б.Шергин (Издательство «Детская
литература»).



Стихи про Архангельск (сайт «Любимая Родина» автор А.Северный).



Сборник

стихов

«Посвящение

Архангельску»

Т.Хвиюзова,

Архангельск 2010г.


СД диск «Стихи А.Л. Барто».



Аудиоэнциклопедия

«Защитники

земли

Русской»

(Детское

издательство Елена).

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Дидактические игры:
«Мир вокруг нас», «Наша Родина», «Хохломские узоры», «Дымковские
узоры», «Каргопольская игрушка», «Найди половинку» (разрезные картинки
по сказкам), пазлы «Собери сказку», «Животные Севера», лото «Животные».
- Наглядно-дидактический материал: «Национальные костюмы народов
России», кукла в русском костюме.
- Карточки «Символы России».
- Альбом «Москва» (Издательство «Амарант» Москва).
- Книга «Главная космическая гавань России» (руководитель проекта Э.
Апенко, ФГУИПП «Кострома»).
- Картотека русских народных (хороводных) игр.
- Плакат «Животные холодных широт»

(СФЕРА Познавательно-речевое

развитие).
- Плакат «Животные жарких стран»
развитие).

(СФЕРА Познавательно-речевое

- «Животные Севера в картинках» (наглядное пособие для педагогов,
логопедов, воспитателей и родителей, серия «Знакомство с окружающим
миром и развитие речи»).
- Мультфильм «Илья Муромец» (video.yandex.ru 1975г.).
- Мультфильмы

С. Писахова: «Перепилиха», «Апельсин», «Не любо – не

слушай» (Архангельские новеллы

№ 1 You Tub video.yandex.ru), режиссер

Л. Носыров).
- Сборник сказок о Севере для детей: «Морошкины именины», «Как сова
олененку помогла» (ped-kopilka.ru).
- Аудиозаписи песен:
«С чего начинается Родина» (Yotube.com из х/ф “Щит и меч» М.Бернес),
«Моя Москва» (YouTube «Праздничный концерт… И.Кобзон).
- Подвижные игры народов Севера (Инфоурок, библиотека материалов).

МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ:
Совместная деятельность педагога с детьми проходит в специально
оборудованном месте: «Русской

избе» (на третьем этаже), центре

патриотического

группе,

воспитания

в

заранее

запланированных

экскурсионных маршрутах и целевых прогулок (Краеведческом музее
Плесецка, библиотеке, памятнику-мемориалу войнам-освободителям и т.д.).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2016г.
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры. ФГОС, автор О.Л.
Князева, издательство Детство Пресс, серия Приобщение детей к истокам
русской народной культуры, 2016г.
- Дидактический материал

для занятий с детьми старшего дошкольного

возраста «Моя родина – Россия» авторы: К.Белая, А.Жемчугова, М.Злобина,

Н.Кудрявцева, издательство Школьная Пресса, серия Познание окружающего
мира, 2010г.


«С древних времен до наших дней».



«Большая и малая Родина».



«Природа и климат».



«Народы. Костюмы. Праздники».



«На службе Отечеству. Выдающиеся люди».
дошкольников

-«Ознакомление

с

окружающей

и

социальной

действительностью» автор: Н.Алешина.
- Парциальная программа «Мы живем в России» гражданско-патриотическое
воспитание

дошкольников,

авторы:

Н.Зеленова,

Л.Осипова,

издатель: скрипторий 2003, 2016г.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
Работа кружка осуществляется на базе ДОУ в соответствии с расписанием
образовательной деятельности. При проведении кружковой деятельности
руководствоваться «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»
СанПин 2.4.1.3049-13. Деятельность осуществляется в соответствии с рабочей
программой кружковой работы, утвержденной руководителем ДОУ.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Перечень разделов тем (возраст 4-5 лет)
средняя группа

количество
часов на
изучение темы

количество
занятий

общее количество
часов

3

9

3

темы:
Мой дом, семья, детский сад
«Семья»
«Состав семьи»
«Моя семья»

Составление коллажа по теме
«Семья»
«Наш детский сад»
«Детский сад у нас хорош…»
Заучивание стихотворения «Ходит
повар в колпаке…» Степанов с
использованием авторской
методики «Звучащие картинки»
Холодова Т.Б. г.Мирный Арх.обл.
«Наша группа»
«Вежливые слова»
Здравствуй, солнышко Плесецка
«Мой родной поселок»

1

3

1

Создание коллажа «Путешествие по
Плесецку»
«Посмотри, как хорош край, в
котором ты живешь»

Перечень разделов тем (возраст 5-7 лет)
старшая группа

подготовительная
группа

темы:
Мой дом, семья, детский сад
«Моя семья»

количество
часов на изучение
темы
старшая
подг.
группа
группа

количество
занятий
старшая
группа

подг.
группа

общее
кол-во
часов

0,5

0,5

1

2

1

1,5

1

3

2

2,5

1,5

2

3

4

3,5

«Детский сад»

Здравствуй, солнышко Плесецка
«Здравствуй,
«Большая и малая
солнышко
Родина»
Плесецка»
«Архангельск –
«Северяночки»
столица Севера»
«Город у Белого
моря»
Путешествие в историю России
«С чего
начинается
«Как жили славяне?»
Родина?»

Путешествие в
прошлое»

«Главный город
России»

«Как начиналось
русское
государство»

История
Московского
кремля»

«Спасская башня
Кремля»
Широка страна моя родная
«Страна, в
«Климатические
которой мы
зоны России»
живем»
«Россия на шаре
«Пустыня»
земном»
«Моя родина –
«Русский лес»
Россия».
«Цветы России»
«Что такое
(два занятия)
заповедник?»
«Лучше нет
«Голубые реки
родного края»
России»
«Тайны русского Викторина «Знатоки
леса»
природы»
Быт и традиции Руси
«Путешествие
«Жизнь людей
по городам
Севера»
России»
«Города России»

3,5

3

7

6

6,5

0,5

3,5

1

7

4

2

1

4

2

3

2

1

4

2

3

«Народы России»
«Русские
посиделки»
«Государственные
символы России»
«Герб России»
«Маленькие
Россияне»
музыкальное
развлечение
Кто прославил нашу Родину
«Знаменитые
люди России»
«Президент России»
(два занятия)
«Кто прославил
«История
нашу Родину»
Олимпийских игр»
(два занятия)
Народное творчество
«Волшебные
«Северное сияние»
сказки»

«Путешествие в
«Художественная
Каргопольскую
мастерская»
сказку»
«Птичка –
свистулька»
«Северные
умельцы»
Великий русский язык
«Север – край
«Сказки Бориса
чудес», сказки С.
Шергина»
Писахова
Конкурс чтецов
«Моя родина –
Россия»
Защитники Руси
«Защитники
«Русские богатыри»
земли русской»
«Космодром
«На рубежах
Плесецк»
Родины»
«Ракета на
старте»
Как много стран на планете Земля
«Что значит
быть
гражданином?»
Квест
«Наша Родина»

1

0,5

2

1

1,5

1,5

1

3

2

2,5

1

1

2

2

2

«Наш дом планета
Земля»
Викторина
«Мы – патриоты»

ДИАГНОСТИКА

уровня знаний и представлений детей о государственной
символике России, родной стране, культуре, семье, родной
природе.
1
2

3
4
5
6

Государственная символика России
Называет государственные символы: герб, флаг, гимн России.
Знает, что цвета герба и флага, изображенные на гербе обозначают добро
и красоту. Орел – солнце, Всадник – победу добра над злом, цвета
Российского флага определяют как небо, воду, силу.
Имеет представление, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять
людей, живущих в ней.
Называет, где можно увидеть изображение герба России (на монетах,
документах).
Знает, что обозначает изображение двуглавого орла (солнце).
Называет, где можно увидеть изображение флага России (на зданиях,

7

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20

21
22

машинах, самолетах).
Понимает, зачем нужно изображение герба на монетах, а изображение
флага на автомобилях и самолетах (чтобы можно было их отличить от
монет, автомобилей, самолетов других стран).
Знает, когда исполняют гимн и как нужно при этом себя вести.
Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
Родная страна, семья
Знает и называет членов своей семьи, место работы родителей, домашний
адрес.
Может рассказать о своем поселке, знает областной центр.
Знает, что Россия огромная многонациональная страна, что Москва –
столица нашей Родины.
Знает историю возникновения Московского Кремля,
достопримечательностей Москвы.
Знает русских былинных богатырей.
Знает климатические зоны России, север, юг, средняя полоса. Называет
крупные города, реки России.
Имеет представление о народах, населяющих РФ (русские, чуваши,
татары, чукчи…).
Имеет представление о творчестве С.Писахова, Б.Шергина.
Культура
Знает знаменитых деятелей искусства (В. Васнецов,И.Шишкин,
М.Ломоносов, Суворов, Д.Менделеев, А.Пушкин, А.Барто, П.Чайковский,
Ю.Гагарин).
Знает народные праздники (Рождество, Масленица).
Знает народные росписи (мезенская, дымковская, каргопольская),
народные промыслы.
Родная природа
Знает растения, животных и птиц средней полосы России, тайги,
холодных и жарких широт.
Умеет объяснять назначение заповедника, Красной книги.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, И: МОСКВА-

СИНТЕЗ, 2016.
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. ФГОС, автор
О.Л. Князева, И: Детство Пресс, 2016.
3. Парциальная программа «Мы живем в России» гражданско-патриотическое
воспитание дошкольников, авторы: Н.Зеленова, Л.Осипова,

И: скрипторий

2003, 2016.
4.Дидактический материал

для занятий с детьми старшего дошкольного

возраста «Моя родина – Россия» авторы: К.Белая, А.Жемчугова, М.Злобина,
Н.Кудрявцева, И: Школьная Пресса, 2010.
5.

«Ознакомление

дошкольников

с

окружающим

и

социальной

действительностью (старшая группа)» автор: Н.Алешина, И: Перспектива,
2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».