Развитие речи ребёнка летом (консультация для родителей)

02.06.2020

Уважаемые родители, в следующем учебном году ваши дети будут уже в подготовительной группе. Наша с вами общая задача – подготовить их к школе, чтобы они были успешными.

Чем вы можете помочь своим детям как родители?

Развиваем речь ребёнка летом: на прогулке, на даче, на кухне.

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по таким темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника».

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Называйте свои действия (нарезаю, перемешиваю, солю, обжариваю); показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Поручите ему посильную помощь

по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее

и естественнее. Пусть ребёнок занимается рядом с вами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду, моет посуду, вытирает со стола и при этом

обязательно рассказывает вам о том, что он делает.   

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Цветы», «Насекомые», «Деревья», «Ягоды», «Растения сада», «Летние и осенние работы в саду». Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание); узнает, как и где вырастают ягоды, овощи, фрукты, каким трудом дается урожай. Даже если названия цветов, кустарников или овощей кажутся вам сложными для ребенка, то все равно чаще называйте их вслух (нарцисс, гладиолус, жимолость, патиссон и другие). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут в активное употребление и существенно обогатят словарный запас вашего ребёнка.

Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и

длительность выдоха:

·Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

·Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

·Надувать воздушные шарики;

·Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

·Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

·Дуть на детские флюгера.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

·Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

·Собирать, перебирать ягоды;

·Помогать взрослому полоть грядки;

·Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

·Играть с глиной, мокрым песком;

·Играть с мячами (бросать, ловить, бить в цель)

В дождливые дни можно:

·Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

·Перебирать крупы;

·Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

·Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);

·Вышивать (крупным крестиком);

·Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

·Плести из бисера;

·Лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата

(неспецифического)

·Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

·Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

·Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

·Полоскать рот;

·Жевать боковыми зубами;

·Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

·Лизать эскимо.

И в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию грамматического строя речи, связной речи.

·       Скажи наоборот (высокий-низкий)

·       Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)

·       Скажи ласково (птица – птичка, ковер – коврик)

·       Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – много домов)

·       Словообразование (напр.: стол из дерева – какой? – деревянный)

·       Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

·       Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)

·       (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

·       Назвать слова с определённым слогом, звуком;

·       Составлять предложения с заданными словами;

·       «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт,

шапка-невидимка...»);

Играем, развивая фонематические процессы:

Повтори за мной слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д);

Назови первый (последний) звук в слове;

Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в

слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;

Уделяйте своему ребенку больше внимания, чаще находитесь на свежем

воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Солнечного вам лета и приятных впечатлений!

 

Художественная литература:

Русский фольклор.

Песенки «Николенька-гусачок»; «Уж я колышки тешу»; «Как у бабушки козел»; «Ранним-рано поутру»; «Уж ты, пташечка»; «Ласточка- ласточка»; «Дождик, дождик, веселей»; «Божья коровка».
Сказки. «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы); «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой); «Хаврошечка», (обр. А. Н, Толсто); «Заяц-хвастун»,(обр. О. Капицы); «Царевна- лягушка»,
(обр. М. Булатова); «Рифмы»,(авторизированный пересказ Б. Шергин; «Сивка-Бурка»,(обр. М. Булатова); «Финист-Ясный сокол», (обр. А. Платонова.)

Фольклор народов мира

Песенки народов мира: «Гречку мыли»( литовская, обр. Ю. Григорьева); «Счастливого пути!»( голландская, обр. И. Токмаковой); «Веснянка»( укр., обр. Г. Литвака)

Сказки. «Кукушка» (ненецк., обр. К. Шаврова); «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева); «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского); «Три золотых волоска Деда-Всеведа» (пер. с чеш. Н. Аросьевой Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил...»; С. Черный.«Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М.Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок».
Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».
Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче л о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».


Произведения поэтов и писателей разных стран.
Поэзия.У. Смит. «Про летающую корову»,(пер. с англ. Б. Заходера); Я. Бжехва. «На горизонтских островах»,(пер. с польск. Б. Заходера);Тувим Ю.  «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»(пер. с польск. С. Михалкова)
Литературные сказки. Андерсен Г.: «Огниво», «Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик»; Пройслер О.: «Маленькая Баба-Яга»; Родари Д.Р.: «Волшебный барабан»

Для заучивания наизусть. «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня». Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский. «Разгром».

Тема: “Лето”.

1.Е.Трутнева. Лето.

2.К.Ушинский. Когда наступает лето.

3.С.Маршак. Июнь. Июль. Август.

4.И.Суриков. Лето.

5.Л.Завальнюк. Лето.

6.Г.Кружков. Хорошая погода.

7.А.Усачев. Что такое лето.

8.Я.Аким. Лето.

9.С.Козлов. Июнь. Июль. Август.

10.В. Берестов. Весёлое лето.

11.С.Д. Дрожжин. Летом.

12.М. Пляцковский. Солнышко на память.

13.Г. Цыферов. Облачковое молочко.

Загадки про лето для дошкольников

Изумрудные луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться … .

(лето)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел

(бабочка)

После дождя бывает,

полнеба закрывает.

Дуга красивая, цветная

Появится, затем растает.

(радуга)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в реке.Хочу такой сайт

(удочка)

Золотое решето

Черных домиков полно.

(подсолнух)

Приходите летом в лес!

Там мы созреваем,

Из-под листиков в траве

Головой киваем,

Объеденье-шарики,

Красные фонарики.

(ягоды)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

(дождь)

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей.

(солнце)

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(кузнечик)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

Купаться приглашаю.

Любят все меня за это.

Я зовусь, конечно … .

(лето)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем — не найдем.

(роса)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

(осы)

Не зверь, не птица, носок как спица.

Летит — пищит, сядет — молчит.

(комар)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

(крапива)

Над цветком

Порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(бабочка)

Теплый, длинный-длинный день,

В полдень - крохотная тень,

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника,

Что за месяц, подскажи-ка?

(Июнь)

Хочешь

- В воду ты ныряй,

Хочешь

- На песке играй.

Сколько замков

Здесь создашь!

Что это за место?.

(пляж)

Без него плачемся,

А как появится,

От него прячемся.

(солнце)

Живут сестра и брат:

Одну всякий видит,

Да не слышит,

Другого всякий слышит,

Да не видит.

(молния и гром)

В тихую погоду

Нет нас нигде,

А ветер подует

- Бежим по воде.

(волны)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

(комар)

Жаркий, знойный, душный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его - вершина лета,

Что, скажи, за месяц это?

(Июль)

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать,

Ни войти.

(радуга)

Листья клена пожелтели,

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи?

(Август)



Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.06.2020

Дата обновления: 30.11.2021

Дата публикации: 02.06.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».