Особенности реализации воспитательного процесса

07.12.2022

Особенности реализации воспитательного процесса.

МБДОУ «Золотой петушок»» расположен в отдельном здании, по адресу п. Плесецк улица Ленина дом 72Б. Поселок является экологически чистым, имеются оборудованные тротуары для пешеходов, пешеходные переходы. В поселке рядом с ДОО находится районный центр дополнительного образования, библиотека, ДЦ «Зенит», Плесецкая СОШ. ДОО имеет возможность для осуществления сетевого взаимодействия как с указанными образовательными организациями, так и с более удаленными, такими как отдел ГИБДД, пожарная охрана, Церковь Иоанна Богослова, ГБПОУ АО «Плесецкий торгово – промышленный техникум». Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса воспитательных услуг выступают, в первую очередь, родители воспитанников как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение. 

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Воспитание осуществляется на основе интериоризации (способности оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения) ценностей и смыслов, путем их усвоения, а также путем проявления инициативы детей, связанной с реализацией этих ценностей. Основой организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах дошкольного детства. Результаты достижения по целевым ориентирам программы воспитания не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются основой для самодиагностики педагогической деятельности в ОО. Образовательная деятельность ДОО направлена на объединение обучения и воспитания в целостный образовательно-воспитательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 

Воспитательный процесс в МБДОУ «Золотой петушок» базируется на основных принципах дошкольного образования: 

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. 

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). 

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Хочу такой сайт

5. Сотрудничество ДОО с семьей. 

6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 

К характерным особенностям воспитательного процесса в МБДОУ «Золотой петушок» относятся следующие аспекты:

 - направленность на развитие личности ребенка: воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его;

 - патриотическая направленность: воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим; 

- направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, таких как любовь к родителям, уважение к старшим, забота о малышах, пожилых людях; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру;

 - направленность на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. Реализация воспитательного процесса в ДОО обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых с учетом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей), а также в процессе организации различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, при восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании), осуществляемой в ходе режимных моментов, НОД, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с детьми. 

В ДОО «Золотой петушок» одной из форм для решения воспитательных и образовательных задач используется форма взаимодействия педагога, родителей и детей - «Клуб выходного дня». (см. Приложение №2). Немаловажная роль в воспитательном процессе отводится в ДОО режимным моментам, т.к. они в целом структурируют время ребенка, разбивая его на знакомые ему ситуации, что важно для формирования устойчивой картины миры, в которой ребенок способен ориентироваться и использовать как отправную точку в своей активности. Развивающее общение воспитателей и детей при проведении режимных моментов, даже во время таких обыденных процедур, как умывание, одевание, прием пищи и т.п., позволяет детям много узнать и многому научиться. В ходе режимных моментов у детей не только развиваются соответствующие навыки самообслуживания, но и расширяются представления об окружающем мире, обогащается словарный запас, развиваются социально-коммуникативные навыки, навыки общения, и т.д. Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя. Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими образовательный материал при фронтальной работе и т.д. Ведущая воспитательная роль в организации воспитательного процесса в ДОО отводится игре. Воспитательное значение игры состоит как в том, что дошкольники отражают в ней различные стороны социальной жизни, так и в том, что в игровом коллективе у дошкольников возникает потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них развиваются субъектные свойства, формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением окружающих людей у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я». Все это самым непосредственным образом влияет на социально-личностное развитие дошкольника. Особое значение в воспитательном процессе ДОО придается физическому развитию воспитанников, т.к. все дети, начиная с самого раннего возраста, должны расти здоровыми, крепкими, гармонически развитыми и хорошо учились. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно - гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной деятельности и т.п. Особое значение придается также овладению детьми системой доступных знаний о соблюдении здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности. Также большое внимание уделяется в ДОО гражданскому воспитанию: прививанию чувств любви и уважения к родным и близким, других людей, родительского дома, детского сада, своего города, интереса и уважения к государственным символам (флаг, герб, гимн), исторического и культурного наследия народа, гордости за его достижения и желание приобщиться к общественно - полезным делам и значимым общественным событиям. Значительное внимание в воспитательном процессе уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда. Экологическое воспитание в детском саду подразумевает воспитание осознанно - правильного отношения к явлениям, к объектам живой и неживой природы. Такое отношение к природе формируется у ребенка в ходе систематических занятий с использованием различных методов и приемов, а также современных педагогических технологий, таких как технология проектной деятельности, технология проблемного обучения, квест-технология, ИКТ. Процесс ознакомления детей с социальной действительностью сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности, решаются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно. Однако сама по себе социальная действительность не является средством воспитания детей. Таковым она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, доступны, понятны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. В реализации воспитательного потенциала образовательной деятельности педагоги ориентируются на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников: - установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками, способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение дошкольников соблюдать в детском саду общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогами) и сверстниками (дошкольниками), принципы дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания дошкольников к лексической теме, организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания детьми своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания обучения через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения с воспитанниками; - применение на занятии интерактивных форм работы с детьми: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию дошкольников; дискуссий, которые дают дошкольникам возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат дошкольников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в занятия игровых ситуаций, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время жизнедеятельности в ДОО; - организация шефства над другими детьми, дающего дошкольникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности дошкольников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - в проведении мероприятий поощряется помощь старших детей младшим, социальная активность, стремление создать коллективный или индивидуальный творческий продукт, принять участие в общественно значимом деле; - педагогические работники ДОО ориентированы на формирование детского коллектива внутри одной возрастной группы, на установление доброжелательных и товарищеских взаимоотношений между детьми разных возрастов и ровесниками; умение играть, заниматься интересным делом в паре, небольшой группе; - ключевой фигурой воспитания в ДОО является воспитатель группы, реализующий по отношению к ребенку защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой очень значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного развития ребенка. Дополнительное образование в ДОУ является одним из важных условий для развития личностных качеств ребенка и призвано расширить воспитательный потенциал образовательнойдеятельности. При организации дополнительных образовательных услуг педагогами были изучены образовательные интересы и потребности дошкольников и их родителей. На основании запросовбыли разработаны дополнительные общеразвивающие программы различной направленности: ДОП «Занимательные шашки», целью которой является раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников. Во время игры в шашки ребенок учиться оценивать свои и чужие поступки. Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой, осуществляя всестороннее физическое развитие. ДОП «ПДДешка». Целью программы является воспитание законопослушных участников дорожного движения, соблюдающих культуру безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе. В ходе реализации данной программы создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. Образовательная деятельность направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как ценности, к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. ДОП «Я – россиянин». Цель программы: расширение социальных представлений детей, формирование интереса, симпатии и уважительного отношения к другим людям. Взаимодействие с социальными партнерами Особая значимость в воспитательной работе придается взаимодействию с социальными партнерами ДОО. Основные социальные институты, взаимодействующие с МБДОУ «Золотой петушок»: РЦДО, МКУК «Межпоселенческая библиотека Плесецкого района». Планы взаимодействия ДОО с различными учреждениями разработаны с учетом доступности, соответствия возрастным возможностям детей и эмоциональной насыщенности. Сотрудничество коллектива детского сада с РЦДО обеспечивает преемственность и непрерывность в организации воспитательной работы между дошкольным и дополнительным образованием. Для воспитанников детского сада организуются экскурсии в РЦДО, участие в совместных конкурсах и мероприятиях, в том числе и дистанционном формате, посещение большого количества кружков по разным видам деятельности. Для развития у детей целостного представления об окружающем мире, усвоения социальных ценностей, формирования личностной культуры организуется совместная деятельность с МКУК «Межпоселенческая библиотека Плесецкого района». Беседы, конкурсы, викторины, квесты, тематические встречи, совместные мероприятия способствуют развитию воображения, любознательности, вдумчивости, повышают интерес к чтению детской литературы. С целью формирования у детей навыков осознанного безопасного поведения, а так же повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения на улицах поселка ДОО взаимодействует с ГИБДД. Инспектор по пропаганде БДД принимает активное участие в тематических беседах, открытых мероприятиях с воспитанниками дошкольного возраста.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».