07.12.2022
Самообслуживание и элементарный бытовой
труд
Самообслуживание -
это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя.
Этот вид трудовой деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться
без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве, уметь
одеваться, раздеваться, принимать пищу, выполнять санитарно - гигиенические
процедуры.
Хозяйственно-бытовой труд направлен
на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и
участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Дежурство по столовой.
Формирование
навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух
формах:
− индивидуальной (отрабатываются отдельные
операции);
− групповой (создаются объективные условия
необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему
для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).
Воспитателями ДОО разрабатываются трудовые
поручения.
Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста
каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные
обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать
повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное
воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной
стороны.
Основная цель трудового воспитания
дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду,
трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Выделены основные задачи
трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами
труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание
явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды,
которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для
трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы,
формирование элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки
к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил
для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель
ДОО должен сосредоточить свое вниманиена нескольких направлениях воспитательной
работы:
- показать детям необходимость постоянного
труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного
воспитания дошкольников;
- воспитывать у ребенка бережливость
(беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников),
так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием;
- предоставлять детям самостоятельность в
выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;
- собственным примером трудолюбия и
занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление
к полезной деятельности;
- связывать развитие трудолюбия с
формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.