07.12.2022
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентными.
Поскольку ведущим видом деятельности
дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании
социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши моделируют поведение
и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей — отношения
между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и
девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам.
Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и
врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку она несет функцию
выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение врача, его
действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра
в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента,
выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения
врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров.
Социальное развитие детей дошкольного
возраста
Дошкольный возраст ребенка — период
формирования социального развития и поведения, важный этап его социального
воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание ребенка и какая
роль в этом детского дошкольного учреждения?
Что такое социальное развитие
дошкольника?
Социальное развитие ребенка — это усвоение
традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его
ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя устанавливает
первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок учится налаживать
контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и поступками, строить
свою речь и оформлять ее словами. Для формирования гармоничного социального
развития ребенка надо уделять ему и его любопытству максимум времени и
внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом, вооружение ребенка
максимумом информации о человеческой среде, правилах и нормах общения,
поведения.
Семья на первом этапе является главной
ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша,
его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую
атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и
называются первичным социальным воспитанием детей.
Общение — ключевой фактор социального
становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии,
что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях
должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи
говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в
перспективе успешный в социуме человек.
Социальное воспитание дошкольника
Социальное воспитание —
основа социального развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит
формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды
детской деятельности, формируется совместная деятельность детей.
В раннем детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.
Социальное воспитание дошкольника — это постижение
мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между
людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника стать взрослым и
взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и
правилам поведения взрослых людей.
Поскольку ведущим видом деятельности
дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в
формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши
моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане
у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в
игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение
нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя
роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку
она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение
врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием
рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и
пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют
модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих
участковых педиатров.
Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой
игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно узнать, какая
атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно брать на себя
роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть папой, ходить на
работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут давать указания
своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом
в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между
родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу, предложение полежать
после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование
ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют
у ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение,
взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом
каждую минуту.
Социальное воспитание дошкольника — это
формирование гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам
других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и
способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям.
Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей
формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего
ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и
хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.
Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он
нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать
раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение
за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать,
что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем
вещам, предметам, одежде.
Социальное воспитание дошкольников —
это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм
поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Социальное развитие в детском саду
Поскольку в своем большинстве родители —
люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии
девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.
Социальное развитие детей в детском саду –
это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм
поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование
любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития
детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении. Играя и
общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в
коллективе, учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы
детского сада. Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное
участие принимают воспитатели и муз.работники, няни и физруки.
Ребенок доверяет воспитателю и наделяет
его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит
от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом
родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и
ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что
воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она устраивает
интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и танцевать.
Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она может
помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть
поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово
воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими
детьми.
Социальное развитие ребенка в детском саду
может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере отношений между
детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети чувствуют себя
раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают
замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя
значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким
образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он знает,
что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя полить
цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение жить в
коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться к более
серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.