07.12.2022
В области социально-коммуникативного
развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий
для:
1)
дальнейшего
развития общения ребенка со взрослыми;
2)
дальнейшего
развития общения ребенка с другими детьми;
3)
дальнейшего
развития игры
4)
дальнейшего
развития навыков самообслуживания
5)
формирования
навыков безопасного поведения.
В
сфере развития общения со взрослым педагог удовлетворяет потребность ребенка
в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Педагог
не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с
ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и
взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает
предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает
инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет
его действия.
Способствует развитию у ребенка
позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подводит к
зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды;
учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает
инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.
Педагог способствует развитию у ребенка
интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное
пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами,
наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление
интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени,
комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте
приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе
взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в
социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к
самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками
самообслуживания.
В
сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками педагог наблюдает
за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных
игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми
конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые
появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае
обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать
обиду.
В ситуациях, вызывающих позитивные
чувства, педагог комментирует их, обращая внимание детей на то, что
определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия,
радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные
действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая, таким
образом, социальными компетентностями.
В
сфере развития игры
педагог организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит
детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия
(покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать
предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки,
врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.
В
сфере социального и эмоционального развития педагог грамотно проводит
адаптацию ребенка к условиям ДОУ, учитывая привязанность детей к близким,
привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и
содействия в период адаптации. Педагог, первоначально в присутствии родителей
(законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним
эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным
состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными
представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном
темпе осваивать пространство и режим ДОУ, не предъявляя ребенку излишних
требований.
Ребенок знакомится с другими детьми.
Педагог же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового
ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах
рядом с собой.
Также в случае необходимости взрослый
помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством группы,
имеющимися в нем предметами и материалами. Педагог поддерживает стремление
детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться,
умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых
занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.
В
сфере формирования навыков безопасного поведения педагоги создают
в ДОУ безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих
их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет
подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.