15.12.2022
Образовательная
область «Физическое развитие»
Цель: гармоничное физическое развитие, формир.ование
интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, формирование
основ здорового образа жизни.
Задачи образовательной области в
соответствии с ФГОС ДО:
- Развитие физических качеств: ловкости,
быстроты, гибкости, равновесия, развитие глазомера, силы, выносливости.
- Правильное формирование опорно –
двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений,
крупной и мелкой моторики
- Правильное выполнение основных движений
- Формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта
- Овладение подвижными играми с правилами
- Становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере
- Овладение элементарными нормами и правилами
здорового образа жизни.
Направления
работы:
- Физическая культура
- Формирование начальных представлений о
ЗОЖ.
Формы
работы по образовательной области «Физическое развитие»
В ходе режимных моментов |
В процессе реализации педагогом различных
видов детской деятельности |
В ходе самостоятельной деятельности
детей |
Во взаимодействии с семьями |
Формы
организации детей |
|||
Индивидуальные, подгрупповые |
Групповые, индивидуальные, подгрупповые |
Индивидуальные |
Групповые, индивидуальные, подгрупповые |
- Беседа. – Наблюдение. - Рассматривание картин и иллюстраций с изображением различных видов спорта. - Гимнастики: утренняя, бодрящая, дыхательная, для глаз. – Игра – Физкультминутки - Логоритмические игры и упражнения. - Закаливающие процедуры: солевая дорожка, тропа здоровья, умывание, полоскание горла, чистка зубов. |
Занятия (физическая культура, валеология (подгот.группа). - Изготовление атрибутов для подвижных игр, предметов для игр. - Игры (дидактические, настольные – типа лото и домино на спортивную тематику – подвижные, эстафеты). - Тематические досуги. - Соревнования |
- Изготовление атрибутов для п\игр, украшений, декораций, подарков, предметов для игр. - Игры (дидактические, настольные, подвижные, народные, спортивные, хороводные, эстафеты). - Самостоятельное рассматривание картин и иллюстраций с изображением видов спорта. - Двигательная активность на прогулке и в группе. – Физ. упражнения. |
- Создание РППС. - Проектная деятельность. - Походы. – Прогулки. - Совместные праздники. |
► С задачами и содержанием образовательной
работы с детьми разных возрастных групп по данному направлению можно
ознакомиться в программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 (стр. 128-135)
Принципы
физического развития:
Методы физического
развития:
Наглядные |
Словесные |
Практические |
•
Наглядно-зрительные приемы (показ
физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные
ориентир) •
Наглядно-слуховые приемы (музыка, песни) •
Тактильно-мышечные приемы (непосредственная
помощь педагога) |
•
Объяснения, пояснения, указания •
Подача команд, распоряжений, сигналов •
вопросы к детям •
Образный сюжетный рассказ, беседа •
Словестная инструкция |
•
Повторение упражнений без изменений и с изменениями •
Проведение упраджнений в игровой форме •
Проведений упражнений в соревновательной форме |
Средства
физического развития:
§ Двигательная
активность, физические упражнения;
§ Эколого-природные
факторы (солнце, воздух, вода);
§ Психолого-гигиенические
факторы (гигиена сна, питания, занятий)
Формы организации
образовательной работы с детьми:
•
НОД
по физическому развитию в зале и на свежем воздухе
•
НОД
по обучению детей плаванию
•
НОД
по музыкальному развитию детей
•
Подвижные
игры
•
Физкультурные
упражнения на прогулке
•
Утренняя
гигиеническая гимнастика
•
Самостоятельная
двигательно-игровая деятельность детей
•
Бодрящая
гимнастика
•
Физкультминутки
•
Спортивные
игры, досуги, развлечения, праздники
•
Закаливающие
процедуры
•
Корригирующая
гимнастика
•
День
здоровья
•
Соревнования,
эстафеты
Комплексная
система физкультурно-оздоровительной работы
Блоки
физкультурно-оздоровительной работы |
Содержание
физкультурно-оздоровительной работы |
|
Создание
условий для двигательной активности |
•
гибкий режим; •
совместная деятельность взрослого и ребенка; •
оснащение (спортинвентарем, оборудованием, наличие
спортзала, спортивных площадок, спортивных уголков в группах) |
|
Система
двигательной активности + система психологической помощи |
•
утренняя гимнастика; •
прием детей на улице в теплое время года; •
совместная деятельность инструктора по физической
культуре и детей (в спортивном зале и на улице); •
двигательная активность на прогулке; •
физкультура на улице; •
подвижные игры; •
физкультминутки во время совместной деятельности; •
бодрящая гимнастика после дневного сна; •
упражнения для расслабления позвоночника и коррекции
осанки; •
дыхательная гимнастика; •
гимнастика для глаз; •
профилактика плоскостопия; •
физкультурные праздники, досуги, забавы, игры; •
дни здоровья; •
спортивно-ритмическая гимнастика; •
игры, хороводы, игровые упражнения; •
оценка эмоционального состояния детей с последующей
коррекцией плана работы; •
психологическое сопровождение |
|
Система
закаливания |
В
повседневной жизни |
•
утренний прием на свежем воздухе в теплое время
года; •
утренняя гигиеническая гимнастика (разные формы:
оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры); •
облегченная форма одежды; •
ходьба босиком в спальне до и после сна; •
сон с доступом воздуха (+19 °С ... +17 °С); •
солнечные ванны (в летнее время); •
мытье рук до локтя прохладной водой |
Специально
организованная |
•
полоскание рта |
|
Организация
рационального питания |
•
организация второго завтрака (соки, фрукты); •
введение овощей и фруктов в обед и полдник; •
строгое выполнение натуральных норм питания; •
замена продуктов для детей-аллергиков; •
питьевой режим; •
С-витаминизация третьих блюд; •
гигиена приема пищи; •
индивидуальный подход к детям во время приема пищи; •
правильность расстановки мебели |
|
Диагностика
уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности,
психоэмоционального состояния |
•
диагностика уровня физического развития; •
диспансеризация детей детской поликлиникой; •
диагностика физической подготовленности; •
диагностика развития ребенка; •
обследование психоэмоционального состояния детей
педагогом-психологом; •
обследование учителем-логопедом |