16.12.2022
1. Развивающая предметно-пространственная
среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства детского сада, группы, а также территории, прилегающей к детскому
саду, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
2. Развивающая предметно-пространственная
среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том
числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная
среда обеспечивает:
- реализацию различных образовательных
программ;
- учет национально-культурных,
климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная
среда должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной.
1) Насыщенность
среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство групп оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии
со спецификой Программы).
2) Трансформируемость
пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды
в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов
и возможностей детей.
3) Полифункциональность
материалов:
- возможность разнообразного использования
различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей,
ширм и т.д.;
- наличие в детском саду и группе
полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления)
предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве предметовзаместителей в
детской игре).
4) Вариативность
среды предполагает:
- наличие в детском саду и группе различных
пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового
материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность
среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех
помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и
оборудования.
6) Безопасность
предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Детский сад самостоятельно определяет
средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том
числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь,
необходимые для реализации Программы.
Организация развивающей
предметно-пространственной среды в ДОУ предполагает наличие различных
пространств для осуществления свободного выбора детьми разных видов
деятельности:
Зона умеренной активности |
Зона средней активности |
Зона повышенной активности |
· Центр познания · Центр уединения · Центр книги · Центр природы · Центр занимательной
математики · Центр патриотического
воспитания |
· Центр конструирования · Центр экспериментирования · Центр творчества · Центр безопасности |
· Центр двигательной
активности · Центр музыки · Центр театра · Центр игры · Центр дежурства |