27.12.2022
Организация предметно-пространственной среды
Воспитательный процесс в ДОО организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и
пространством собственного «Я» ребенка.
Практические усилия педагогов по его созданию и использованию подчиняются
интересам ребенка и линиям ее
развития в различных сферах жизнедеятельности. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и
через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям
и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей,
проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный
доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и
правил пребывания в различных ячейках и пользования материалами, оборудованием.
Окружающая ребенка РППС ДОО, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний
мир дошкольника, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля,
создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком детского сада. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с РППС ДОО как:
- оформление интерьера дошкольных помещений (групп, коридоров, залов, лестничных пролетов
и т.п.) и их периодическая переориентация;
- размещение на стенах ДОО регулярно сменяемых экспозиций;
-
озеленение присадовой территории, разбивка клумб, посадка
деревьев, оборудование спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для дошкольников разных возрастных категорий, разделяющих свободное пространство ДОО на зоны активного и тихого отдыха;
-
регулярная организация и проведение конкурсов,
творческих проектов по благоустройству различных участков
присадовой территории (например, высадке культурных
растений);
-
акцентирование внимания дошкольников посредством
элементов РППС (стенды, плакаты, инсталляции) на важных
для воспитания ценностях
детского сада, его традициях, правилах.
Территория учреждения благоустроена, каждая группа имеет прогулочный участок
и прогулочную веранду. Все
участки озеленены насаждениями различных видов деревьев и кустарников, имеются клумбы с однолетними и многолетними насаждениями.
На территории ДОО находятся: площадки
для игровой и физкультурной деятельности детей, площадка по изучению и закреплению правил дорожного движения,
которая оборудована в соответствии с возрастными потребностями детей. Все оборудование покрашено и закреплено.
Среда обеспечивает всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в
том числе и их нравственное развитие
личности в социально - духовном плане, развития самостоятельности благодаря:
-
наличию материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития,
совершенствование их игровых
и трудовых навыков;
-
учёту возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ «Золотой петушок» обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей
программы воспитания:
- подбор художественной литературы;
- подбор видео и аудиоматериалов;
-
подбор наглядно-демонстрационного материала
(картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);
- наличие демонстрационных технических средств
(экран, телевизор, ноутбук,
колонки и т.п.);
-
подбор оборудования для организации игровой
деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
-
подбор оборудования для организации детской
трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение
развивающей предметно - пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы
МБДОУ «Золотой петушок» на текущий
учебный год.
Помещение |
Деятельность |
Оснащение |
|
Музыкальный зал |
Развитие музыкально – Художественной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей. Укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни. Формирование у воспитанников двигательной активности. Развитие эмоционально- волевой сферы
детей. |
Музыкальные инструменты для детей (наборы русских народных музыкальных инструментов: трещотки, погремушки, треугольники, а так же металлофоны, маракасы, гусли,
деревянные ложки, гармошки, дудочки, свирель, барабаны, колокольчики, бубен); флажки, ленты,
султанчики, платочки; технические средства (музыкальный центр, телевизор). |
|
Групповые комнаты |
«Физкультурный уголок» |
Расширение индивидуального двигательного опыта
в самостоятельной деятельности |
Оборудование для ходьбы, бега, равновесия, для прыжков для катания, бросания, ловли,
для ползания и лазания Атрибуты к подвижным и спортивным играм Нетрадиционное физкультурное оборудование |
«Уголок природы» |
Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности |
Календарь природы Сезонный материал Паспорта растений Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику Макеты Литература природоведческого содержания, набор
картинок, альбомы Материал для
проведения элементарных опытов Обучающие и дидактические игры
по экологии Инвентарь для трудовой деятельности Природный и бросовый материал. |
|
Групповые комнаты |
«Уголок развивающих игр» |
Расширение познавательного сенсорного опыта
детей |
Дидактический материал по сенсорному Дидактические игры Настольно-печатные игры Познавательный материал Материал для детского экспериментирования |
«Строительная мастерская» |
Проживание, преобразование познавательного опыта
в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, Творчества. |
Напольный строительный материал; Настольный строительный материал Пластмассовые конструкторы (младший возраст- с крупными деталями) Мягкие строительно- игровые модули - младший возраст Транспортные игрушки |
|
|
|
|
Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома,
корабли, самолёт и др.). |
Групповые комнаты |
«Игровой уголок» |
Реализация ребе нком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре.
Накопление жизненного опыта |
Атрибутика для с-р игр
по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта», «Армия», «Космонавты», «Библиотека», «Ателье») Предметы- заместители |
«Уголок безопасности» |
Расширение познавательного опыта,
его использование в повседневной деятельности |
Дидактические,
настольные игры по
профилактике ДТП Макеты перекрестков, районов
города, Дорожные знаки Литература о правилах дорожного движения |
|
«Патриотический центр» |
Расширение этических, социально – общественных представлений
детей, накопление познавательного опыта |
Государственная символика Образцы русских
костюмов Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др. Предметы народно – прикладного искусства Предметы русского быта Детская художественной литературы |
|
Групповые комнаты |
«Книжный уголок» |
Формирование умения самостоятельно работать с
книгой, «добывать» нужную информацию. |
Детская художественная литература в соответствии с
возрастом детей Наличие художественной литературы Иллюстрации
по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой Материалы о художниках – иллюстраторах Портрет поэтов, писателей (старший возраст) Тематические выставки |
«Театрализованн ый уголок» |
Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх- драматизациях |
Ширмы Элементы костюмов Различные виды театров
(в соответствии с возрастом) Предметы декорации |
|
«Творческая мастерская» |
Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца |
Бумага разного формата, разной формы, разного тона Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки) Наличие цветной бумаги и картона Достаточное количество ножниц
с закругленными
концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации Бросовый материал (фольга, фантики от конфет
и др.) Место для сменных
выставок детских работ, совместных работ детей и родителей Место для сменных
выставок произведений
изоискусства Альбомы - раскраски Наборы открыток, картинки, книги и альбомы
с иллюстрациями, предметные картинки Предметы народно – прикладного Искусства. |
|
«Музыкальный
уголок» |
Формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, развитие
эстетического восприятия окружающего мира |
Детские музыкальные инструменты Магнитофон Набор аудиозаписей Музыкальные
игрушки (озвученные, не озвученные) Игрушки - самоделки Музыкально - дидактические игры Музыкально- дидактические пособия |
Прогулочные участки |
Формирование физических качеств. Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности |
Игровое, функциональное, (навесы, столы, скамьи, песочницы, транспорт) и спортивное
оборудование (лестницы для лазания, дорожки и бревна для
равновесия, силуэты и разметки для метания, кольцеброс). Различные цветочные клумбы, огород |
|
Музыкальный зал,
коридоры |
Формирование
у детей Общего представления об истории края, истории и
жизни детского сада, культуре
родного края и нравственно - патриотических качеств, привития любви к Родине. |
Стенды «Шаги Победы», «Люблю тебя, мой Плесецк!», «Наша Победа
– родные лица» |