27.12.2022
Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
В основе построения
воспитательно-образовательного процесса
в средней группе «А» лежит
комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы.
Цель:
построение воспитательно–образовательного
процесса, направленного на обеспечение единства
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном
материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом
контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей,
социального заказа родителей
(законных представителей).
Организационной основой
реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого
бытия, а так же вызывают
личностный интерес детей
к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства
и литературы
• традиционным
для семьи, общества
и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной
город, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.
Тематический принцип
построения образовательного процесса позволил
ввести
Региональные
и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока
дает большие возможности для развития детей. Темы помогают
организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного
мышления.
Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся
в группе и центрах развития.
Особенности организации образовательного процесса в средней
группе
Построение всего образовательного процесса в средней группе (4-5
лет) «А» вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают
организовать информацию
оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков,
понятийного мышления.
Выделение основной темы периода не означает,
что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода – интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления
детской деятельности по
образовательным областям.
Тематический принцип построения образовательного процесса
позволяет органично вводить региональный компонент, учитывая специфику дошкольного учреждения.
Одной теме следует уделять
не менее недели. Тема отражается в подборе
материалов, находящихся в группе и центрах развития.
Образовательная деятельность с детьми 4-5 лет проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора
детей.
· по подгруппам;
· групповая (фронтальная).
Длительность занятия не более 20 минут, в середине времени, отведённого на организованную образовательную деятельность проводятся
физкультурные
минутки.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине
дня
в средней группе
не превышает 40 минут.
Перерывы
между
периодами организованной
образовательной деятельности не
менее 10 минут.
Календарно-тематическое
планирование в средней группе «А» «Весёлые
ребята» на 2022-2023 учебный год
Тема |
Период |
Содержание работы |
Мониторинг уровня индивидуального развития детей,
через наблюдения и игры. |
01.09-09..09 |
|
Осень ранняя пришла – мы ее встречаем |
12.09-10.09 |
Расширять представления детей об осени.
Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой
природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные
наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях.
Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.
Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать
элементарные экологические представления |
Дары осени |
13.09-17.09 |
Расширять знания об овощах, фруктах и грибах
(внешний вид, вкус), учить определять овощи на ощупь, закрепить знание
название овощей, уточнить представление о пользе овощей и фруктов для
здоровья. |
Какого цвета осень? |
20.09-24.09 |
Расширять представлений детей об осени
(изменения в природе, одежде людей, праздниках). Формировать обобщенные
представления о приспособленности растений и животных к изменениям в природе,
явлениях природы. Формировать умения всматриваться, любоваться, радоваться
красоте осенней природы. |
Я расту здоровым |
27.09-01.10 |
Расширять представления детей о здоровье и
ЗОЖ. Воспитывать стремление вести ЗОЖ. Формировать положительную самооценку.
Продолжить знакомства с частями тела и органами чувств человека. Воспитывать
потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и
фруктов, других полезных продуктов. Расширять представления о важности для
здоровья сна, гигиенических процедур, закаливания. Развивать творческие
способности детей. |
Я и моя семья |
04.10-08.10 |
Расширять представления детей о своей семье.
Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье
(сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени,
фамилии и возраста; имен родителей. Показать детям, что у каждого человека
свой круг близких людей, обсудить понятие близкий человек. |
Познаем себя |
11.10-15.10 |
Расширять представления о здоровье и здоровом
образе жизни. Познакомить с основными частями тела, повести детей к пониманию
того, что люди должны заботиться о своем теле. Формировать положительную
самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в
том, что он хороший, что его любят). Развивать представления
детей о своем внешнем облике. |
Профессии моих родителей |
18.10-22.10 |
Познакомить детей с несколькими видами
профессий; Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий |
Наш детский сад |
25.10-29.10 |
Продолжать знакомить с детским садом как
ближайшим социальным окружением ребенка. Расширять представления о профессиях
сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный
руководитель, врач, дворник, повар и др.) |
Моя малая родина |
01.11-05.11 |
Воспитывать у детей патриотические чувства,
гордость за место, где они живут, за свою малую родину. Знакомить с
родным поселком. Формировать начальные представления о родном крае, его
истории и культуре. Расширять и закреплять представления детей о понятии
«улица», формировать понятие «поселок». |
Моя страна |
08.11-12.11 |
Формировать начальных представлений о родном
крае, стране, ее истории и культуре |
День матери |
15.11-19.11 |
Формировать представление о Москве - главном
городе, столице России. Расширять кругозор, обогащать знания о
достопримечательностях Москвы |
Спешит к нам зима |
28.11-26.11 |
Расширять представления о характерных
признаках времен года: осени и зимы. Продолжать формирование экологических
знаний и представлений; закреплять знания детей о диких животных; расширять
представления об образе жизни лесных зверей осенью, о том, как дикие животные
готовятся к зиме; воспитывать любознательность, любовь к природе и диким
животным, умение заботиться о ней и ее обитателях. |
Зимние забавы |
29.11-03.12 |
Закреплять представления детей о зимних
погодных условиях, о свойствах снега и сезонных явлениях. Расширять представления детей о зимних
забавах. Расширять представления о безопасном поведении людей зимой. |
Зимовье зверей |
06.12-10.12 |
Расширять представления детей о диких животных
наших лесов, их внешнем виде, строении туловища, повадках, об окраске шерсти
некоторых животных зимой, приспособлении к среде обитания и сезонным
изменениям. |
Скоро, скоро Новый год! |
13.12-17.12 |
Продолжать формировать представления о
новогоднем празднике. Вызвать у детей радостные эмоции и чувства, связанные с
предстоящим праздником. |
Наступает Новый год! |
20.12-30.12 |
Знакомить с традициями празднования Нового
года в России и других странах. Дать понятие «народная традиция», познакомить
с правилами безопасности в новогодние праздники. Привлекать к активному
разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении, воспитывать
чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной
деятельности, закладывать основы праздничной культуры. Вызвать стремление
поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими
руками. |
Проказы матушки Зимы |
10.01-14.01 |
Расширять представления детей о зиме.
Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и
неживой природы. Показать зависимость живой и неживой природы. Развивать
умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.
Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать
исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой
и льдом, Закреплять знания о свойствах снега и льда. |
Как зимуют птицы |
17.01-21.01 |
Расширять представления детей о птицах родного
края, об их образе жизни и поведении; воспитывать бережное отношение к
пернатым друзьям. |
Зимний спорт |
24.01-28.01 |
Продолжить знакомство детей с зимними видами
спорта, формировать представления о безопасном поведении зимой. Пополнить и
активизировать словарь на основе углубления знаний о зимних видах спорта,
олимпиаде. Воспитывать интерес и желание заниматься спортом. |
Профессия «военный» |
31.01-04.02 |
Знакомить детей с «военными" профессиями
(солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк,
самолет, военный крейсер); с флагом России. Воспитывать любовь к Родине.
Осуществлять гендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть
сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение
к мальчикам как будущим защитникам Родины). |
Герои-богатыри |
07.02-11.02 |
Развивать чувство патриотизма посредством
былин и легенд русского народа |
Наша армия |
14.02-18.02 |
Формировать первичные представления о
Российской армии, о мужчинах, как защитниках Родины, всех слабых людей
(детей, женщин, стариков, больных). Воспитывать уважение к защитникам
Отечества |
Мамин праздник |
21.02-25.02 |
Развивать представление о празднике 8 марта;
воспитывать у детей доброе и заботливое отношение к своей маме, бабушке:
желание помогать им, радовать их своими добрыми поступками и делами. |
Традиции и обычаи народов России |
28.02-04.03 |
Формировать у детей представление о
традициях и обычаях русского народа. Приобщать детей к народной культуре
посредством календарно-обрядовых праздников (Масленица). Воспитывать любовь и
гордость за свой народ. Обогащать словарный запас за счет русских слов.
Воспитывать уважение к русской культуре |
Вот и закончилась зима, весна спешит к нам в
гости |
07.03-11.03 |
Познакомить с признаками весны,
формировать умение устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями живой
и неживой природы. Формировать интерес к окружающему, творческим играм |
Народные игрушки |
14.03-18.03 |
Продолжать знакомить с устным народным
творчеством. Расширять представления о народной
игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др.). 3накомить с народными
промыслами. |
Люблю свой край родной |
21.03-25.03 |
Формировать гражданскую принадлежность и
патриотические чувства в процессе расширения кругозора детей о родном
крае. |
Транспорт |
28.03-01.04 |
Знакомить детей с различными видами транспорта
(наземный, воздушный, водный); познакомить с социально важными видами
транспорта (скорая помощь, полиция, пожарная машина); способствовать
формированию умения сравнивать, обобщать, называть различные
виды транспорта, части из которых состоят машины.
Закрепить знания детей о безопасном поведении в общественном
транспорте. Воспитывать уважение к людям, которые работают на транспорте.
Развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности. |
Полюбуйся: весна наступила |
04.04-08.04 |
Расширять представления детей о весне.
Познакомить детей с основными приметами весны, нацелить детей на последующие
наблюдения за природой, показать влияние весенних изменений в природе на
жизнь и деятельность людей. Развивать умение устанавливать простейшие
связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
Дать представления о жизни растений. Расширять представления о правилах
безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе. |
Увидел скворца – весна у крыльца |
11.04-15.04 |
Формировать у детей представление об
особенностях жизни перелётных птиц, развивать познавательный интерес к родной
природе |
Весенний сад и огород |
18.04-22.04 |
Формировать элементарные экологические
представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду
и на огороде. Формировать у детей интерес к растительному миру, дать
представление о строении растения, вызвать желание заботиться о комнатных
растениях. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в
цветнике |
Герои великой войны |
25.04-29.04 |
Осуществлять патриотическое воспитание.
Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о
празднике, посвященному Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.
Расширять знания о военных профессиях. |
Профессия – военный |
03.05-06.05 |
|
Летние виды спорта |
10.05-13.05 |
Систематизировать знания детей о летних видах
спорта. Формировать у детей знания и представления о себе, своем здоровье и
физической культуре, способах укрепления и сохранения здоровья; формировать
основы безопасного поведения в повседневной жизни; напомнить о значении
зарядки для физического и эмоционального развития; способствовать
приобретению детьми навыков здорового образа жизни. |
Дикие и домашние животные |
16.05-20.05 |
Обобщить знания о домашних и диких
животных, познакомить с местами их обитания. Формировать умение узнавать и
называть на картинках диких и домашних животных и их детенышей. Знакомить с
их повадками. |
Здравствуй, лето |
23.05-27.05 |
Закреплять и расширять представления детей о
лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и
неживой природы, вести сезонные наблюдения. Формировать представления о
безопасном поведении в лесу. |
План работы с
родителями.
Цель: Сплочение
родителей и педагогов ДОО и создание единых установок на формирование у
дошкольников ценностных ориентиров.
Месяц |
Форма проведения |
Содержание |
Сентябрь |
Наглядная информация |
Возрастные характеристики детей 4-5 лет |
Что могут знать и уметь дети 4 – 5 лет |
||
«Наш день». «Наши занятия». |
||
Встречаем осень с малышом |
||
Паспорт дорожной безопасности учреждения МБДОУ «Золотой петушок». |
||
Консультации онлайн |
Какие сказки читать ребенку на ночь |
|
Нацпроект «Образование» |
||
Дорожная безопасность |
||
Как приучить ребенка есть овощи и фрукты |
||
Правила перевозки детей в транспорте |
||
Беседа |
Драчун и забияка |
|
Памятки, буклеты |
Спортивная форма на занятиях физической |
|
Родительское собрание |
Задачи воспитания и обучения на учебный год |
|
Анкетирование |
Для социального паспорта группы |
|
Добрые дела |
Субботник на участке группы. |
|
Октябрь |
Наглядная информация |
Дидактические игры, развивающие восприятие формы |
Как взрослые портят детям игру |
||
О
профилактике простудных заболеваний |
||
Памятки, буклеты |
Если у вас застенчивый ребенок |
|
Развиваем речь детей |
||
Одежда для прогулок осенью |
||
Как провести выходные с ребёнком |
||
Индивидуальные Беседы |
Значение режима дня в жизни ребенка |
|
Ребенок не хочет в детский сад |
||
День добрых дел |
«Наша тёплая группа» |
|
Творческая выставка |
«Осенние мотивы» |
|
Информация онлайн |
Пожарная безопасность «Не оставляй меня» |
|
Открытое мероприятие |
Осеннее развлечение «Шарфик для мышки» |
|
Ноябрь |
Папки-передвижки Наглядная информация |
Наша родина Россия |
День матери |
||
Консультации онлайн |
Грипп не пройдет |
|
Речевые игры |
||
Светоотражающие элементы |
||
Памятки, буклеты |
По созданию благоприятной семейной атмосферы |
|
Жестокое обращение с детьми |
||
«Безопасность детей». Тонкий лёд. |
||
Посещение семей воспитанников |
Цель профилактической беседы по мерам пожарной безопасности в
быту |
|
Фотовыставка |
«Мамы разные нужны, мамы разные важны» |
|
Совместная
проектная деятельность |
По экологическому воспитанию |
|
Организация совместного праздника |
Спортивное соревнование «День матери» |
|
Акция |
Для мобилизованных |
|
Декабрь |
Папки-передвижки Наглядная информация |
К нам идет зима |
Новый год в кругу семьи |
||
Правила пожарной безопасности «Безопасный новый год» |
||
Консультации онлайн |
Безопасность ребенка в новый год |
|
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников |
||
Творческая выставка |
«Чудо валенок» |
|
Индивидуальные беседы |
Как правильно одевать ребенка зимой |
|
Чем занять ребенка в новогодние праздники |
||
Открытое мероприятие. |
Музыкальный
праздник Волшебный Новый год!». |
|
Акция |
«Птичья столовая за окном» (изготовление
и вывешивание кормушек). |
|
День добрых дел |
Сказка на окне |
|
Январь |
Наглядная информация Папки-передвижки |
Когда на улице снег (игры зимой) |
Ребенок и мир вокруг него |
||
Ребенок и вредные привычки родителей |
||
Памятки, буклеты |
Безопасность зимних прогулок |
|
Развитие мелкой моторики в быту |
||
Спорт и дети |
||
Чем занять ребенка дома |
||
Фотогазета |
«Зимние каникулы» |
|
Родительское собрание |
Развитие речи детей 4-5 лет в условиях детского сада и семьи |
|
Февраль |
Наглядная информация Папки-передвижки |
Зимние витамины |
23 февраля |
||
Консультации онлайн |
Роль семьи в воспитании ребенка |
|
Папы разные нужны, папы разные важны |
||
Осторожно, гололед! |
||
Памятки, буклеты |
Вы с малышом идете в гости |
|
Памятка для родителей по выбору мультфильмов |
||
Умница-красавица или воспитываем девочку правильно! |
||
Из мальчика в мужчину |
||
Целевое посещение на дому
воспитанников |
Стоящих на учёте ДОУ |
|
Выставка детско – родительских работ |
23 февраля |
|
Организация совместного праздника |
Спортивное соревнование
23февраля |
|
Стенгазета |
«Мой папа» |
|
Март |
Папки-передвижки Наглядная информация |
Весна |
8 марта |
||
Традиции и обряды русского народа |
||
Масленица |
||
Памятки, буклеты |
Развитие любознательности у
ребёнка |
|
Книжки в вашем доме |
||
Роль дыхания в процессе речи |
||
Индивидуальные беседы |
Как одевать ребенка весной |
|
По вопросам которые требуют особого
внимания |
||
Конкурс поделок |
Умелые руки мамы моей |
|
Открытое мероприятие |
«Весенняя
капель» утренник посвящённый 8
марта |
|
Апрель |
Наглядная информация Папки-передвижки |
День смеха |
День космонавтики |
||
Как рассказать ребенку о пасхе |
||
Памятки, буклеты |
Ум на кончиках пальцев |
|
Что такое? Кто такой? (о роли загадок в воспитании детей) |
||
Юмор в воспитании |
||
Самооценка ребенка |
||
Сон как важная составляющая режима дня |
||
Беседы |
Ябеда |
|
Если ребенок левша |
||
Синдром весны (о весенней депрессии у детей) |
||
Консультации онлайн |
Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной
безопасности! |
|
Акция |
Сделаем наш посёлок зелёным. |
|
Групповое родительское
собрание |
«Вот и стали на год старше» |
|
Май |
Папки-передвижки Наглядная информация |
День Победы. Что и как рассказать ребенку? |
Дети и спорт. Летние виды спорта |
||
Лето |
||
Организация летнего отдыха детей |
||
Консультации Памятки, буклеты |
Если в доме животные |
|
Оказание первой медицинской помощи |
||
Фотовыставка |
Из жизни нашей группы |
|
Консультации онлайн |
Страх воды у детей |
|
Как защитить свой
организм на отдыхе и в дальней поездке |