27.12.2022
Создание
современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное
развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования
к воспитательно-образовательному процессу.
Пересматриваются
прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства. Задачами
педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной
встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их),
тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.
Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с
ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения,
отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма,
развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.
Одним из
эффективных средств решения данных задач может быть педагогическое проектирования,
как одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной
работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них
исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска
инновационных средств и, таким образом, повышающую качество
воспитательно-образовательного процесса.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации
познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование
личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации
проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет
ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные
навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и
взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность
интересно, творчески, продуктивно.
Особенностью проектной деятельности в
дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия
в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит
характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а
также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками
образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство
сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое
проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для
решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится
не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность
развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину,
культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни,
способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение
отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Метод проектов в работе с дошкольниками
сегодня — это
достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен
занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Именно
поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись с историей возникновения
проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта и с опытом
работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, было решено
внедрить инновационную технологию проектирования в дошкольном учреждении»,
содержащую стратегию и тактику работы, обеспечивающую оптимальную инновационную
деятельность.
Целью
проекта является: Организация в дошкольном учреждении системы работы по
внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии
проектирования.
Для реализации данной цели поставлены
следующие задачи:
1. Формирование мотивационной готовности у всех
участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания
детской деятельности.
2. Совершенствование профессионального уровня
педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей
педагогической деятельности.
3. Стимулирование и поддержка инновационной
педагогической деятельности ДОУ.
4. Установление партнерских взаимоотношений с
семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для
развития и воспитания детей.
Реализация поставленных задач проходила в 3
этапа:
Подготовительный
этап: разработка
проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной
модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний,
представлений, навыков детей по теме проекта.
На данном этапе происходит осознание
собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и
сильные стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной
деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий,
нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются
противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин
и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется
самостоятельное моделирование, проектирование образовательных проектов,
разрабатываются планы развития материально-технической базы, сотрудничество с
родителями, общественными организациями и учреждениями. На этом этапе
систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и
обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации
по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в
условиях ДОУ, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации
проекта.
Третий этап – заключительный: подводятся результаты проектной деятельности
педагогов за учебный год (участие в методических объединениях, семинарах -
практикумах, представление опыта проектирования образовательной деятельности на
сайтах Интернета, публикация статей). Итоги проектной деятельности оформляется
в виде мультимедийных презентаций по заданной теме.
Внедрение метода проектирования в
дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:
1. Метод
проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания
детей в детском саду.
2. Метод
проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников,
основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников
детского сада.
3.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному
повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым
в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим
успехам.
4.
Проектная деятельность качественно влияет на повышение
профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма
педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей,
творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
5. Родители
стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и
семьи к совместной творческой деятельности.
Использование инновационной технологии проектирования способствует повышению уровня профессиональной компетенции воспитателей; обучению воспитателей проектной деятельности, обеспечению внедрения в педагогический процесс данной технологии; стимулированию развития интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей; расширению области специальных знаний педагогов, развитию их аналитических, информационных и практических умений; внедрению инновационных изменений в педагогический процесс; повышению качества образования дошкольников; повышению вовлеченности родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ.