Цель: Единение сообщества педагоги-родители-дети для решения комплекса воспитательно-образовательных задач. Задачи для педагогов: 1. Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми наравне с педагогами. 2. Способствовать развитию устойчивой коммуникации между родителями, детьми, педагогами. 3. Расширять представления родителей о родном крае. 4. Организовать планомерную разновидовую деятельность в рамках плана «Клуба выходного дня». 5. Формировать у родителей желание быть активными участниками образовательного процесса детского сада. Задачи для детей: Обучающие: 1. Расширить представления детей о родном крае: природных и исторических объектах, традициях, профессиях. Развивающие: 2. Способствовать духовно-нравственному развитию ребенка, как основе формирования личности. 3.Развивать умения общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. 4. Развивать любознательность и познавательную активность. 5. Использовать навыки поисковой деятельности при знакомстве с объектами родного края. 6. Обогащать лексический запас детей, способствовать развитию связной речи и грамматического строя. Воспитательные: 7. Воспитывать чувство гордости, любви и интереса к родному краю. 8. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Пояснительная записка В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: «В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ». «Клуб выходного дня» – интересная форма взаимодействия педагогов, родителей и детей, позволяющая решать различные образовательные и воспитательные задачи. Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе. Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность, здесь он находит примеры для подражания, и ответственность за воспитание детей лежит на родителях. Задача детского сада ‒ оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии педагога с семьей необходимо учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. В ФГОС ДО прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: - Условия образовательной программы должны обеспечивать полноценное развитие личности во всех основных образовательных областях, а именно в сферах социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных (инновационных). Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОО с семьей ‒ это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами. Одной из таких форм является подключение родителей к жизни ДОО, организация совместных мероприятий: - Знакомство с профессиями взрослых. - Родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОО, оснащении и обустройстве группы. - Привлекаются к участию в утренниках и досугах в качестве исполнителей ролей. - Знакомят детей со своими увлечениями, разнообразными коллекциями. - Участвуют в мероприятиях «Клуба выходного дня». Формы работы с родителями включают: - Анкетирование, опрос; - Индивидуальные беседы; - Рекламные буклеты, афиши с анонсом предстоящих экскурсий; - Информационные стенды о местах, предполагаемых экскурсий, выступления на родительских собраниях; Предварительная работа с детьми включает в себя уточнение представлений детей об исторических объектах родного края, сведений о профессиях взрослых. Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников является воспитание нравственных качеств (любовь к родному краю, желание сделать свой поселок лучше, красивее, чище), воспитание чувства гордости от принадлежности к своей малой Родине. Содержание Дети посещают «Клуб выходного дня» вместе с мамой, папой или другим близким человеком. Особенно приветствуется, когда в мероприятиях «Клуба выходного дня» принимают участие все члены семьи: бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сестры. Это способствует укреплению внутрисемейных отношений, появлению общих интересов. Мероприятия организуются и проводятся воспитателем группы, специалистами развивающих центров, сотрудниками библиотеки, РЦДО и тд. Формы организации могут быть различными - это и экскурсии, и практические мастерские, и прогулки по Плесецку, и посещение выставок, мастер-классов и многое другое…. Участники «Клуба выходного дня» получают тематические жетоны. Основной этап: Каждое мероприятие «Клуба выходного дня» анонсируется, с де тьми и родителями проводятся беседы о месте экскурсии, целях проведения мероприятия. По прибытии на место напоминаем детям о целях нашего путешествия, правилах поведения, уточняем, что бы дети хотели узнать, посещая данное место, какие вопросы у них есть на данный момент. После прохождения экскурсии или мастер-класса уточняем у детей, что нового они узнали, получили ли ответы на свои вопросы, задаваемые перед экскурсией, просим выразить отношение к данному мероприятию. Затем следует общее фотографирование. На следующий день, на рефлексивном круге, снова возвращаемся к прошедшему мероприятию, побуждаем детей рассказывать о самых запоминающихся моментах для тех, кого не было с нами. Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о своих чувствах и новых желаниях, планах. Зимой, традиционно, родители вместе с детьми приходят в выходной день на участок детского сада для создания снежных построек. Из больших снежных куч, вооружившись лопатами и лопатками, сообща сооружаются лабиринты, снежные фигуры, снежные домики, крепости. Не забываем и о пернатых, и с наступлением холодов, развешиваем кормушки, изготовленные совместно с родителями в выходной. Такие мероприятия помогают воспитать у детей активную жизненную позицию, вовлекать в значимую совместную с взрослыми деятельность, способствуют объединению семьи единым делом и, конечно, воспитывает нравственные качества и детей, и родителей. И, конечно, совместное фотографирование, и совместное чаепитие, прямо здесь на участке, все вместе! Заключительный этап На родительском собрании представляем вниманию родителей презентацию с фотографиями тех экскурсий, мероприятий, участниками которых они были в течение учебного года. С удовольствием рассматриваем порфолио нашего клуба, в нем собраны детские рисункивпечатления с небольшими рассказами о наиболее запомнившихся мероприятиях, побуждаем родителей делиться впечатлениями, отмечаем для себя наиболее запомнившиеся им мероприятия. Ожидаемые результаты - Дети расширят сведения о родном крае, природных объектах, животном и растительном мире, исторических местах и архитектурных памятниках, профессиях взрослых (библиотекарь, пожарный, ветеринар, пекарь, кондитер). - Обогатят словарный запас новыми словами, выражениями. - Продолжат формироваться нравственные качества: любовь к отчизне, малой родине; уважение к труду взрослых, бережное отношение к природе, животным; партнерские отношения со сверстниками и взрослыми. Дальнейшее развитие (2021-2023 учебные года (старший дошкольный возраст)) - Знакомство с профессией пожарного, экскурсия в пожарную часть. - Знакомство с профессией пекаря, экскурсия на пекарню, в Плесецкий техникум. - Экскурсия в музей Полиции, беседа по ПДД. - Поездка в д.Дениславье на страусинную ферму. - Поездка в г.Мирный к памятникам космоса. - Поездка в г.Мирный в кинотеатр «Планета» (просмотр мультфильмов) и прогулка в парке. - Круглый стол «Интересные места Архангельской обл.» (фото, видео, рассказы). - Поход в лес на лыжах. - Участие в «Лыжне России» (всей семьей), чаепитие на свежем воздухе. - Участие в мероприятиях ДОО (постройка снежного городка на территории ДОО). - Вовлечение детей и родителей в волонтерское движение (изготовление поздравительных открыток на день пожилых людей, поздравление ветеранов ВОВ.) Литература 1. М. Дортанс «Детско-родительский клуб выходного дня». 2. М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие. – М.: 2004. с.3. 2020-2021 учебный год (средняя группа) дата октябрь 2020г. январь 2021г. февраль 2021г. март 2021г. апрель 2021г. тема, место проведения ОБЖ: О правилах безопасного поведения на ЖД (МБДОУ «Золотой петушок») ЗОЖ: катание на коньках (на центральном стадионе). Праздник поэзии «В стране игрушек» к юбилею А.Л. Барто (МКУК «Межпоселенческая библиотека Плесецкого района») Всемирный день поэзии (МБДОУ «Золотой петушок») Литературный квест «По страницам любимых книг» (МКУК «Межпоселенческая библиотека Плесецкого района») содержание, формы результат Просмотр презентации «О безопасности на ЖД», мультфильма «Крокодил Гена – Голубой вагон», беседа и рассказ о своей профессии железнодорожника (Данилов Р.Ш.). Ребята познакомились с разными видами поездов: пассажирскими и грузовыми (товарными), узнали новые слова – локомотив и шлагбаум. Познакомились с профессией машиниста, диспетчера, монтера и обходчика путей ЖД. (фото для презентации о своей профессии подготовили родители: Данилов Р.Ш., Емельянова Е.И., Патин М.В., Примеров Д.Н.). Свежий и морозный воздух, бодрое настроение и присутствие надежного плеча придавали детям уверенность в первых шагах на коньках. Чтоб зимою не скучать, надо всем коньки достать! И на лед! Вперед, вперед отправляемся в полет! Разбежались. Покатились. Сила. Счастье. Красота и паденье – не беда! Просмотр презентации и иллюстраций о творчестве поэтессы на большом экране. Коллективное прочтение любимых стихов (дети и родители). Просмотр миниатюры «Медвежонок – невежа». Выставка книг. Участие в акции «Дарите книги с любовью». Фотозона. Литературная гостиная. Викторина «Знатоки детской поэзии». Мастер-класс, пазлы, викторина, кроссворды, просмотр мультфильмов. (присутствовало 12 семей) Ознакомительный рассказ библиотекаря Ивановой Н.Ф. о библиотеке – доме, где «живут» книги. Знакомство с жизнью и творчеством А.Л. Барто. Прочтение стихов: «Девочка-ревушка» (Байцур Ю.), «Помощница» (Головатенко К.). (присутствовало 8 семей) Прочтение любимых детских стихов и сказок в стихах родителями. Слушая стихи, дети учились понимать содержание, определять их настроение, понимать образность речи, чувствовать ритм и выразительность. Дети угадывали название произведений. Их авторов по иллюстрациям, отрывкам и фразам из стихотворений. (принимали участие 6 семей) Ребята вместе с родителями учились работать в команде. (присутствовало 11 семей)