07.12.2022
Количество
и счет.
Дать детям представление о том, что
множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов
разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их
равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к
счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного
цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше,
чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе
наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по
порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом
пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным
предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы
предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться
количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?»,
«Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве
и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна,
две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем
3».
Учить уравнивать неравные группы двумя
способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из
большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3
зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше
(3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков
стало поровну: 2 и 2»).
Отсчитывать предметы из большего
количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в
соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка,
принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство
(неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены
на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются п о размерам, по форме расположения в
пространстве.
Величина.
Совершенствовать умение сравнивать два
предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два
предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к
другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее
— короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по
длине, ширине, высоте, толщине).
Учить сравнивать предметы по двум
признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче
и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной
длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания
или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие
размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта
(оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая»
и т. д.).
Развивать представление детей о
геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.
Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и
осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов,
устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником,
сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть
прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что
фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник).
Учить соотносить форму предметов с
известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч —
шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве.
Развивать умения определять
пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед
— назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение
предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева —
окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями:
далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка
во времени.
Расширять представления детей о частях
суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер —
ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня»,
«завтра».