15.12.2022
Развитие понимания речи и формирование предпосылок
грамотности
Чтобы речь ребенка развивалась, нужно
создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше
говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за
взрослым слов и фраз. Для этого воспитатели и все взрослые в детском саду
комментируют все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни
ребенка. Речевое развитие детей планируется во всех видах деятельности ребенка.
Начиная с утреннего приема детей в приемной.
В течение всего дня режимные моменты
сопровождаются речью (подготовка к приему пищи, сбор на прогулку, подготовка ко
сну, пробуждение и т.д.). Педагоги следят за тем, чтобы их речь была эмоционально
окрашенной, выразительной и грамотной.
Работа по развитию понимания речи
предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи —
существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не
только над словами, но и над фразами. Для запоминания малышу предлагаются
только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния,
с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать,
с чем может действовать, что чувствует. Например, предметный словарь: игрушки
("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела
("ноги", "руки", "голова", "глаза" и
т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка"
и т.д.)
Основные направления работы по развитию
речи детей:
1.Работа над словарем
2 Воспитание звуковой стороны речи.
3 Формирование грамматического строя
речи.
4.Развитие связной речи.
5 Формирование элементарного осознания
явлений языка и речи.
6.Воспитание интереса к художественному
слову.
Развитие ребенка дошкольного возраста, в
том числе коммуникативной сферы, во многом зависят от того, в какой форме
происходит общение и определяется характером общения и деловым сотрудничеством.
Наилучшие возможности для возникновения эмоциональных контактов создает игровая
деятельность. Именно в игре ребенок отражает внутреннюю потребность к активной
деятельности, в процессе которой происходит освоение средств общения. Формирование
функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс.
Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе
различные современные педагогические технологии.
Особо важную роль в становлении
компетентной и всесторонне развитой личности играет речевая грамотность,
включающая:
· владение навыками речевой активности;
· построение продуктивного речевого взаимодействия со
сверстниками и взрослыми;
· адекватное восприятие устной и письменной речи;
· читательская грамотность;
· точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей
точки зрения по поставленной проблеме;
· соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи
и правил русского речевого этикета.
Для формирования функциональной
грамотности речевого развития используются:
1. Богатый дидактический наглядный и речевой
материал, способствующий повышению мотивации детей дошкольного возраста.
2. На занятиях: диалоги, речевые
ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями
и педагогами.
3. На занятиях: вопросы и задания,
требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее
словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нелепицами), задание
«Речемыслительный тренажёр», при выполнении заданий по данному тренажёру
ребёнок вербализует свою мыслительную деятельность и др.
4. Компьютерные технологии.
Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной
форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Процесс становления
функциональной речевой грамотности ребенка дошкольника очень сложен.
Собственно, говорить о становлении основ речевой функциональной грамотности
возможно только со старшего дошкольного возраста. Формирование правильной речи
ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Своевременное
и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных
условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в
школе.