Развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности

15.12.2022

Развитие понимания речи и формирование предпосылок

грамотности

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Для этого воспитатели и все взрослые в детском саду комментируют все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни ребенка. Речевое развитие детей планируется во всех видах деятельности ребенка. Начиная с утреннего приема детей в приемной.

В течение всего дня режимные моменты сопровождаются речью (подготовка к приему пищи, сбор на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение и т.д.). Педагоги следят за тем, чтобы их речь была эмоционально окрашенной, выразительной и грамотной.

Работа по развитию понимания речи предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. Например, предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т.д.)

Основные направления работы по развитию речи детей:

1.Работа над словарем

2 Воспитание звуковой стороны речи.

3 Формирование грамматического строя речи.

4.Развитие связной речи.

5 Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

6.Воспитание интереса к художественному слову.

Развитие ребенка дошкольного возраста, в том числе коммуникативной сферы, во многом зависят от того, в какой форме происходит общение и определяется характером общения и деловым сотрудничеством. Наилучшие возможности для возникновения эмоциональных контактов создает игровая деятельность. Именно в игре ребенок отражает внутреннюю потребность к активной деятельности, в процессе которой происходит освоение средств общения. Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

Особо важную роль в становлении компетентной и всесторонне развитой личности играет речевая грамотность, включающая:

· владение навыками речевой активности;Хочу такой сайт

· построение продуктивного речевого взаимодействия со

сверстниками и взрослыми;

· адекватное восприятие устной и письменной речи;

· читательская грамотность;

· точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей

точки зрения по поставленной проблеме;

· соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи

и правил русского речевого этикета.

Для формирования функциональной грамотности речевого развития используются:

1. Богатый дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации детей дошкольного возраста.

2. На занятиях: диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и педагогами.

3. На занятиях: вопросы и задания, требующие от ребёнка самостоятельного ответа. Например: «Доскажи недостающее словечко», игра «Чего не бывает?» (работа с нелепицами), задание «Речемыслительный тренажёр», при выполнении заданий по данному тренажёру ребёнок вербализует свою мыслительную деятельность и др.

4. Компьютерные технологии. Использование ИКТ позволяет предоставлять учебный материал в яркой и интересной форме, что вызывает неподдельный интерес у ребенка. Процесс становления функциональной речевой грамотности ребенка дошкольника очень сложен. Собственно, говорить о становлении основ речевой функциональной грамотности возможно только со старшего дошкольного возраста. Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».