Освоение письменной речи

15.12.2022

Освоение письменной речи

   На этапе завершения дошкольного детства и подготовки к школьному обучению у ребенка должны быть сформированы умения и навыки, которые впоследствии ему необходимы для овладения письменной речью. Подготовка дошкольников к обучению письму в нашем детском саду затрагивает и тесно взаимодействует во всех системах развития речи:

1. Воспитание звуковой культуры речи – в первую очередь это развитие речевого слуха, правильное звукопроизношение, четкая дикция при произношении, звуковая выразительность речи (тона, ударение, сила голоса, и др.).

2. Развитие словаря – это обогащение активного словарного запаса у детей, закрепление умение правильно использовать слова в ситуациях общения, развивать выразительную сторону речи детей.

3. Формирование грамматического строя – это использование в собственной речи словосочетаний и предложений, умение образовывать новые слова. На протяжении дошкольного обучения, на занятиях по развитию речи, детей знакомят с синонимами и антонимами, развивают умение подбирать слова близкие по своему значению.

4. Формирование морфологической стороны речи, здесь подразумевается изменение слова по числам, родам и падежам, знакомство со временами глаголов и правильное употребление их в речи, выделение прилагательных в степени сравнения и подбора более кратких форм.

5. Развитие связной речи (диалог и монолог) – во первых, ребенок должен уметь строить предложения и высказывания о той или иной проблеме, теме, рассказу, уметь рассуждать и описывать игрушки, картины, т.е. правильно строить монолог. Во вторых, дошкольник должен уметь вести диалог, уметь слушать, правильно отвечать на вопросы, понимать речь и вести себя в соответствии с ситуацией общения.

6. Фонетический разбор слов. На этапе дошкольного обучения детей знакомят с звуковым и слоговым анализом слова, составом предложения, понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». В дошкольном детстве закрепляют знания о месте нахождения звука в слове (начало, середина, конец).

Основные трудности у младших школьников в обучении письму в первую очередь возникают при несформированности функций руки и пальцев, которые обеспечивающих техническую сторону письма, а точнее несформированности графо-моторных навыков. Этой проблеме в нашем детском саду уделяется большое внимание. В старшем дошкольном возрасте мы используем различные упражнения, которые постепенно готовят руку ребенка к письму.Хочу такой сайт

Одними из них являются:

- умение рисовать линии — широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д. Выполнять их с разной силой нажима на карандаш, с разной скоростью, темпом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

- удерживание карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

- сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка (игровые упражнения, позволяющие менять позу во время смены деятельности ребенка);

- выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Используются различные графические материалы (шариковые ручки, гелиевые ручки, цветные и простые карандаши разной твердости, фломастеры, восковые мелки).

Хорошую тренировку пальцев и подготовки руки к письму обеспечивают проводимые нашими педагогами пальчиковые игры, самомассаж пальцев рук, игры с мелкими предметами, дорожки здоровья для пальчиков, игры с крупами, сухими бассейнами, работа с пластилином. Эти приемы воспитатели и специалисты нашего детского сада активно используют в образовательной организованной и совместной деятельности с детьми.

Особой трудностью для детей дошкольного и младшего школьного возраста при освоении навыка письма является неумение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа. В первую очередь в дошкольном возрасте мы развиваем умение различать правую и левую руки и ориентироваться в окружающем пространстве. Далее переходим к формированию умений ориентировки на листе бумаги. При подготовке руки к письму даем детям задания на «вхождение» в клеточку: обвести ее, провести прямые линии сверху — вниз и слева — направо по разлиновке; соединить углы клеточек по диагонали; провести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за края. Обучаем детей использованию различных способов передачи информации (систем письма, не связанных с произношением), в которых вербальное содержание моделируется с использованием образов в разных знаково - символических модальностях (жест, рисунок, пиктограмма и т.д.) Это обеспечивает развитие у детей старшего дошкольного возраста способности к кодированию, удержанию смысла при передаче и декодированию информации при ее получении (взаимосвязь с чтением). Такая работа создает условия для постепенного формирования понимания смысла письменно - речевой деятельности и благоприятно сказывается на развитии графических навыков, обеспечивающих техническую сторону письма.

Очень важно еще до школы развить у детей все компоненты, необходимые для сформированности письменной и речевой деятельности. Мы создаем в детском саду благоприятные условия для развития речи и графических навыков. Детям доступны для самостоятельного использования различные дидактические материалы для знакомства с письменной речью ( кубики с буквами, объемные буквы, магнитные буквы, деревянные буквы, наборы букв); различные пишущие средства ( карандаши, фломастеры, ручки), а также различные поверхности для фиксации буквенных записей (бумага, доска, магнитная доска и пр).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».