Взаимодействие с родителями

16.12.2022

Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников

Партнёрство с семьями воспитанников строится на основе взаимного уважения и добровольности. Ведущая цель партнёрства с родителями (законными представителями) — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (законных представителей) (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей (законных представителей) на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основными задачами взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников являются:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях;

- поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

§     Открытость ДОУ для семьи.

§     Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

§     Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

 

Система взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников ***

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей

      социологическое обследование по определению социального статуса и микроклимата семьи;

      беседы (администрация, воспитатели, специалисты);

      наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком;

      анкетирование;

      проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.

Информирование родителей

      рекламные буклеты;

      журнал для родителей;

      визитная карточка учреждения, группы;

      информационные стенды;

      выставки детских работ;

      личные беседы;

      общение по телефону;

      индивидуальные записки;

      родительские собрания;

      официальный сайт ДОУ;

      общение по электронной почте;

      объявления;

      фотогазеты;

      памятки.

Консультирование родителей

      Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование)

Просвещение и обучение родителей

По запросу родителей или по выявленной проблеме:

      педагогические гостиные;

      семинары;

      семинары-практикумы;

      мастер-классы;

      приглашения специалистов;

      официальный сайт организации;

      персональные сайты педагогов или персональные web-страницы в сети Интернет;

      творческие задания;

      тренинги;

      подготовка и организация музейных экспозиций в ДОУ;

      папки-передвижки;

      папки-раскладушки.

Совместная деятельность ДОУ и семьи

      дни открытых дверей;

      дни семьи;

      организация совместных праздников;

      семейный театр;

      совместная проектная деятельность;

      выставки семейного творчества;

      семейные фотоколлажи;

      субботники;

      экскурсии;

      походы;

      досуги с активным вовлечением родителей.

 

Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей ***

Информационно-аналитический блок

      Сбор и анализ сведений о родителях и детях;Хочу такой сайт

      изучение семей, их трудностей и запросов;

      выявление готовности семьи сотрудничать с ДОУ.

Для сбора необходимой информации используется анкетирование:

-       родителей с целью узнать их мнение по поводу работы педагогов группы;

-       педагогов группы с целью выявления проблем взаимодействия с родителями

Практический блок

В рамках блока собирается информация, направленная на решение конкретных задач. К этой работе привлекаются медицинские работники, педагоги и специалисты ДОУ. Их работа строится на информации, полученной в рамках первого блока.

Выявленные данные определяют формы и методы работы педагогов с семьями

Данный блок включает работу по двум взаимосвязанным направлениям:

      Просвещение родителей, передача информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки).

      Организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.

Контрольно-оценочный блок

Анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий, которые проводятся педагогами ДОУ. Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются:

      оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы;

      групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.

 

Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников ***

Форма взаимодействия

Цель

Варианты организации

Информационно-аналитические формы

Сбор обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Анкетирование

Опрос

Интервью и беседа

Познавательные формы

Повышение психолого-педагогической культуры родителей. А значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков.

  Лекция

  Дискуссия Практикум Круглый стол

  Дебаты

  Педагогический совет с участием родителей

  Педагогическая лаборатория

  Родительская конференция

  Общие родительские собрания

  Групповые родительские собрания

  Родительские вечера

  Родительские чтения

  Родительский тренинг

  Педагогическая беседа

  Семейная гостиная

  Клубы для родителей

  Дни добрых дел

  День открытых дверей

  Неделя открытых дверей

  Ознакомительные дни

  Эпизодические посещения

  Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры

Досуговые формы

установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми

  Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования)

  Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи

  Совместные походы и экскурсии

Письменные формы

информирование родителей

  Еженедельные записки

  Неформальные записки

  Личные блокноты

  Письменные отчеты о развитии ребенка

Наглядно-информационные формы

ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитании детей в условиях ДОУ. Позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя

  Информационно-ознакомительные

  Информационно-просветительские

 

Планируемые результаты сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников:

Ø  Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.

Ø  Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Ø  Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».