Работа с детьми инвалидами

27.12.2022

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для:

§     диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;

§     оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Программа коррекции включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:

Ø    диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их углубленного комплексного обследования

Ø    (медико-психолого-педагогическое изучение, уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений) и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ДОО;

Ø    коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях ДОО (создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого, социального и личностного развития детей; проведение индивидуально направленной коррекции нарушени й в развитии детей с ОВЗ); способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий дошкольников с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); позволяет определить формы дальнейшего школьного обучения ребёнка с ОВЗ и подготовить его к обучению в школе;

Ø    консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Ø    информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений – дошкольниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками.

В условиях детского сада осуществляется инклюзивное образование детей с ОВЗ (психическим недоразвитием) с нормально развивающимися сверстниками в рамках общеразвивающей группы. Процесс инклюзивного образования обеспечивается педагогами общеразвивающих групп.

Специальная педагогическая помощь оказывается как внутри учреждения (занятия с логопедом, дефектологом, психологом), так и вне его (в специальных коррекционных центрах).

Коррекционная работа осуществляется следующим специалистами:

ü    Педагогом, который адаптирует Программу в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и характером нарушений развития детей с ОВЗ; выявляет трудности, которые они испытывают в освоении Программы, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены; отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу);

ü    Психологом, который собирает сведения о ребёнке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми; изучает истории развития ребёнка.

Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребёнка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжёлые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живёт ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребёнка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие); анализирует творческие работы ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.); непосредственно обследует ребёнка. Беседует с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем, уровня развития речи; выявляет и раскрывает причины и характер тех или иных особенностей психического развития детей; анализирует материалы обследования (в сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования); вырабатывает рекомендации по освоению Программы. Составляет индивидуальные образовательные маршруты медико-психолого-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребёнком. Для одних детей на первый план выступает формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д. Эти рекомендации психолог обсуждает с воспитателем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребёнку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.

ü    Логопедом и (или) дефектологом, который проводит изучение ребёнка посредством специальных методов обследования; изучает состояние и анализирует динамику нарушений, структуру дефекта воспитанника; определ яет состояние сохранных функций и процессов; проводит индивидуальные, групповые и подгрупповые коррекционные занятия с детьми с ОВЗ ; осуществляет своевременное предупреждение и преодоление трудностей при освоении ребёнком программного материала; оказывает консультативную помощь родителям детей с ОВЗ; консультирует специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

ü    Социальным педагогом, который изучает медицинские документы воспитанников, микросреды, их семей; выявляет воспитанников группы риска, работает с ними; оказывает помощь в разрешении конфликтных ситуаций; работает с семьями группы риска; оказывает помощь админи страции в вопросах лишения родительских прав, назначения опеки; проводит консультации с родителями и педагогами по вопросам правовой и социальной защиты детей с ОВЗ; приглашает к сотрудничеству специалистов различных ведомств.

Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ предполагает участие в нем каждого специалиста и руководителя ДОО, а именно, заведующего, старшего воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры, воспитателя.

Реализация сопровождения воспитанников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования осуществляется по нескольким модулям:

Диагностический модуль включает всю диагностику в рамках комплексной программы общеразвивающей группы, а также дополнительную диагностику в рамках коррекционной программы для детей с ЗПР.

§     Коррекционно-развивающий модуль включает систему профилактических и развивающих занятий специалистов детского сада (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).Хочу такой сайт

§     Образовательный модуль включает разработку индивидуального образовательного маршрута, в реализацию которог о включаются как воспитатели группы, так и узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, ИФК). В рамках данного модуля основным необходимым условием является учёт особенностей и уровня развития ребёнка с ОВЗ при организации образовательного процесса.

§     Воспитательный модуль предусматривает работу по формированию толерантности у детей, не имеющих трудностей в обучении, к детям с ОВЗ.

Работа в данном модуле строится через организацию совместных мероприятий для детей, включение детей с ОВЗ в коллективы норм ально-

развивающихся сверстников (кружки, секции, праздники).

С целью обеспечения эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеразвивающей группы в ДОО созданы специальные условия:

1. Организация всех видов детской деятельности с учётом особенностей психо-физического развития детей с ОВЗ.

С целью соблюдения охранительного режима, исключения возможности переутомления педагогами, работающими с ребёнком с ЗПР, чётко регламентируются физическая и интеллектуальная нагрузка на ребёнка в течение каждого дня учебной недели. Для этого составляется индивидуальный график занятости ребёнка, в котором рационально распределяются двигательные и интеллектуальные, фронтальные и индивидуальные формы деятельности.

Также в каждой из групп на начало учебного года составляется экран физразвития на всех воспитанников группы, где указываются особенности физического развития, психо-соматический статус каждого ребёнка, что позволяет учитывать особенности всех детей (в том числе и ребёнка с ОВЗ) при организации учебно-воспитательной работы.

2. Обязательная организация специальной коррекционно-развивающей работы всеми специалистами детского сада.

В циклограмме видов детской деятельности групп обязательно отведено время для индивидуальной работы с данными детьми воспитателями группы, а также узкими специалистами. Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, восполнение пробелов предшествующего обучения и др. Кроме этого, детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы специализированная помощь оказывается педагогом-психологом детского сада.

3. Подготовка педагогического состава работать в условиях инклюзивного образования.

Для реализации данного условия организована работа по самообразованию педагогов посредством изучения методической литературы, включение в годовой план работы детского сада ряда мероприятий обучающего характера для воспитателей общеразвивающих групп (семинаров-практикумов, консультаций, тренингов и др.), организация наставничества узких специалистов (дефектологов, логопеда) над педагогами общеразвивающих групп с целью наиболее эффективной организации инклюзивного процесса.

4. Организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка с ОВЗ.

Родители вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, являются активными участниками службы индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с ОВЗ. Обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами детского сада (воспитателями, психологом, узкими специалистами). Родители получают всю интересующую их информацию о своём реб ёнке: знакомятся с индивидуальной программой развития, посещают коррекционно-развивающие занятия и т.д. Педагоги обучают родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его коррекционного обучения и воспитания. Родители активно принимают участие в реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка (выполняют домашние задания специалистов, закрепляют изученный материал в домашних условиях, обеспечивают ребёнка с ОВЗ необходимой коррекционной помощью (занятия с логопедом, дефектологом, медикаментозное лечение), если данная работа невозможна в условиях ДОО).

Основные формы взаимодействия детского сада с семьей ребёнка с ОВЗ:

ü    Знакомство с семьей: посещение, анкетирование.

ü    Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники.

ü    бразование родителей: проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки, игротеки, медиатеки и др.

ü    Организация совместной деятельности: организации тематических праздников, конкурсов, посещение культурных мероприятий, театров, музеев.

ü    Привлечение родителей к закреплению образовательного и коррекционно-развивающего материала в домашних условиях («Домашняя школа»).

5. Организация предметно-развивающей среды, максимально способствующей преодолению психофизического недоразвития у ребёнка с ОВЗ.

Материал во всех центрах детской деятельности подбирается с учётом структуры и сложности дефекта детей с ОВЗ, посещающих данную группу, и особенности усвоения материала каждым ребёнком. Этот материал в центрах детской деятельности выделен специальными сигнальными флажками, сигнализирующими ребёнку (и взрослым), что этот материал будет интересен и полезен для него.

АОП для детей УО.pdf (скачать) (посмотреть)
АОП для детей с РАС.pdf (скачать) (посмотреть)
АОП для детей ЗПР.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».