27.12.2022
Специальные
условия для получения образования детьми с ОВЗ
Для
получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы
создаются необходимые условия для:
§ диагностики и
коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;
§ оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и
условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного
образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством
организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Программа
коррекции включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные
модули отражают её основное содержание:
Ø диагностическая
работа обеспечивает
своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их углубленного комплексного
обследования
Ø (медико-психолого-педагогическое
изучение, уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений) и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях ДОО;
Ø коррекционно-развивающая
работа обеспечивает
своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в
условиях ДОО (создание оптимальных условий для физического, познавательного,
речевого, социального и личностного развития детей; проведение индивидуально
направленной коррекции нарушени й в развитии детей с ОВЗ); способствует
формированию предпосылок универсальных учебных действий дошкольников с ОВЗ
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); позволяет
определить формы дальнейшего школьного обучения ребёнка с ОВЗ и подготовить его
к обучению в школе;
Ø консультативная
работа обеспечивает
непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам
реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
Ø информационно-просветительская
работа направлена
на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательных отношений – дошкольниками (как имеющими, так и не имеющими
недостатки в развитии), их родителями (законными представителями) и
педагогическими работниками.
В
условиях детского сада осуществляется инклюзивное образование детей с ОВЗ
(психическим недоразвитием) с нормально развивающимися сверстниками в рамках
общеразвивающей группы. Процесс инклюзивного образования обеспечивается
педагогами общеразвивающих групп.
Специальная
педагогическая помощь оказывается как внутри учреждения (занятия с логопедом,
дефектологом, психологом), так и вне его (в специальных коррекционных центрах).
Коррекционная
работа осуществляется следующим специалистами:
ü Педагогом, который
адаптирует Программу в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями
и характером нарушений развития детей с ОВЗ; выявляет трудности, которые они
испытывают в освоении Программы, и условия, при которых эти трудности могут
быть преодолены; отмечает особенности личности, адекватность поведения в
различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить
причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам
(психологу, дефектологу, психоневрологу);
ü Психологом, который собирает
сведения о ребёнке у педагогов, родителей. Важно получить факты жалоб, с
которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не
квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми; изучает истории
развития ребёнка.
Психолог
выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребёнка
(внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжёлые заболевания в первые месяцы
и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или
некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живёт ребёнок
(социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер
воспитания ребёнка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие);
анализирует творческие работы ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.);
непосредственно обследует ребёнка. Беседует с целью уточнения мотивации, запаса
представлений об окружающем, уровня развития речи; выявляет и раскрывает
причины и характер тех или иных особенностей психического развития детей;
анализирует материалы обследования (в сложных дифференциально-диагностических
случаях проводятся повторные обследования); вырабатывает рекомендации по
освоению Программы. Составляет индивидуальные образовательные маршруты
медико-психолого-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае
определяются ведущие направления в работе с ребёнком. Для одних детей на первый
план выступает формирование произвольной деятельности, выработка навыка
самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и
т.д. Эти рекомендации психолог обсуждает с воспитателем, медицинским работником
и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный
план оказания ребёнку медико-психолого-педагогической помощи с указанием этапов
и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение
физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение
своевременных лечебно-оздоровительных мероприятий.
ü Логопедом и (или)
дефектологом,
который проводит изучение ребёнка посредством специальных методов обследования;
изучает состояние и анализирует динамику нарушений, структуру дефекта
воспитанника; определ яет состояние сохранных функций и процессов; проводит
индивидуальные, групповые и подгрупповые коррекционные занятия с детьми с ОВЗ ;
осуществляет своевременное предупреждение и преодоление трудностей при освоении
ребёнком программного материала; оказывает консультативную помощь родителям
детей с ОВЗ; консультирует специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.
ü Социальным
педагогом,
который изучает медицинские документы воспитанников, микросреды, их семей;
выявляет воспитанников группы риска, работает с ними; оказывает помощь в
разрешении конфликтных ситуаций; работает с семьями группы риска; оказывает
помощь админи страции в вопросах лишения родительских прав, назначения опеки;
проводит консультации с родителями и педагогами по вопросам правовой и
социальной защиты детей с ОВЗ; приглашает к сотрудничеству специалистов
различных ведомств.
Организация
комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
предполагает участие в нем каждого специалиста и руководителя ДОО, а именно,
заведующего, старшего воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога,
воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре, медицинской сестры, воспитателя.
Реализация
сопровождения воспитанников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования
осуществляется по нескольким модулям:
Диагностический
модуль включает всю диагностику в рамках комплексной программы общеразвивающей
группы, а также дополнительную диагностику в рамках коррекционной программы для
детей с ЗПР.
§
Коррекционно-развивающий модуль включает
систему профилактических и развивающих занятий специалистов детского сада
(педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога).
§
Образовательный модуль включает
разработку индивидуального образовательного маршрута, в реализацию которог о
включаются как воспитатели группы, так и узкие специалисты (педагог-психолог,
учитель-дефектолог, учитель-логопед, ИФК). В рамках данного модуля основным
необходимым условием является учёт особенностей и уровня развития ребёнка с ОВЗ
при организации образовательного процесса.
§
Воспитательный модуль предусматривает
работу по формированию толерантности у детей, не имеющих трудностей в обучении,
к детям с ОВЗ.
Работа
в данном модуле строится через организацию совместных мероприятий для детей,
включение детей с ОВЗ в коллективы норм ально-
развивающихся
сверстников (кружки, секции, праздники).
С
целью обеспечения эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях
общеразвивающей группы в ДОО созданы специальные условия:
1. Организация
всех видов детской деятельности с учётом особенностей психо-физического
развития детей с ОВЗ.
С
целью соблюдения охранительного режима, исключения возможности переутомления
педагогами, работающими с ребёнком с ЗПР, чётко регламентируются физическая и
интеллектуальная нагрузка на ребёнка в течение каждого дня учебной недели. Для
этого составляется индивидуальный график занятости ребёнка, в котором
рационально распределяются двигательные и интеллектуальные, фронтальные и
индивидуальные формы деятельности.
Также
в каждой из групп на начало учебного года составляется экран физразвития на
всех воспитанников группы, где указываются особенности физического развития,
психо-соматический статус каждого ребёнка, что позволяет учитывать особенности
всех детей (в том числе и ребёнка с ОВЗ) при организации учебно-воспитательной
работы.
2. Обязательная
организация специальной коррекционно-развивающей работы всеми специалистами
детского сада.
В
циклограмме видов детской деятельности групп обязательно отведено время для
индивидуальной работы с данными детьми воспитателями группы, а также узкими
специалистами. Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего,
сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; коррекция
зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой
моторики, восполнение пробелов предшествующего обучения и др. Кроме этого,
детям с нарушениями эмоционально-волевой сферы специализированная помощь
оказывается педагогом-психологом детского сада.
3. Подготовка
педагогического состава работать в условиях инклюзивного образования.
Для
реализации данного условия организована работа по самообразованию педагогов
посредством изучения методической литературы, включение в годовой план работы
детского сада ряда мероприятий обучающего характера для воспитателей
общеразвивающих групп (семинаров-практикумов, консультаций, тренингов и др.),
организация наставничества узких специалистов (дефектологов, логопеда) над
педагогами общеразвивающих групп с целью наиболее эффективной организации
инклюзивного процесса.
4. Организация
тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка с ОВЗ.
Родители
вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, являются активными
участниками службы индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения
ребёнка с ОВЗ. Обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с
педагогами детского сада (воспитателями, психологом, узкими специалистами).
Родители получают всю интересующую их информацию о своём реб ёнке: знакомятся с
индивидуальной программой развития, посещают коррекционно-развивающие занятия и
т.д. Педагоги обучают родителей педагогическим технологиям сотрудничества со
своим ребёнком, приёмам и методам его коррекционного обучения и воспитания.
Родители активно принимают участие в реализации индивидуального
образовательного маршрута ребёнка (выполняют домашние задания специалистов,
закрепляют изученный материал в домашних условиях, обеспечивают ребёнка с ОВЗ
необходимой коррекционной помощью (занятия с логопедом, дефектологом,
медикаментозное лечение), если данная работа невозможна в условиях ДОО).
Основные формы взаимодействия детского сада с семьей ребёнка с ОВЗ:
ü Знакомство с
семьей: посещение, анкетирование.
ü Информирование
родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые
консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники.
ü бразование
родителей: проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, тренингов,
создание библиотеки, игротеки, медиатеки и др.
ü Организация
совместной деятельности: организации тематических праздников, конкурсов,
посещение культурных мероприятий, театров, музеев.
ü Привлечение
родителей к закреплению образовательного и коррекционно-развивающего материала
в домашних условиях («Домашняя школа»).
5. Организация предметно-развивающей среды,
максимально способствующей преодолению психофизического недоразвития у ребёнка
с ОВЗ.
Материал
во всех центрах детской деятельности подбирается с учётом структуры и сложности
дефекта детей с ОВЗ, посещающих данную группу, и особенности усвоения материала
каждым ребёнком. Этот материал в центрах детской деятельности выделен
специальными сигнальными флажками, сигнализирующими ребёнку (и взрослым), что
этот материал будет интересен и полезен для него.